Раскроем суть обвинения и юридические особенности уголовного права. Для этого воспользуемся научно-практическим комментарием к Уголовно-процессуальному кодексу под общей и научной редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ Гриненко А.В., и комментарием к Уголовному кодексу РФ под общей редакцией кандидата юридических наук, доцента Кожухарика Д. Н.
В основе предъявленного обвинения – часть 3 статьи 111 Уголовного Кодекса РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего за собой… психическое расстройство…»
Учителя, Вадима и Владимира обвиняют в особо тяжком преступлении. Статья 111 УК РФ предполагает умышленное, то есть осознанное деяние с целью причинения тяжкого вреда здоровью конкретному человеку, а, в нашем случае, группой лиц в отношении двух и более лиц.
Статья 14 УК РФ «Понятие преступления»:
«1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания…».
Преступление – это всегда деяние.
Деяние – это действие или бездействие.
Действие – это всегда активное поведение человека, включающее различные телодвижения (как отдельные, так и их совокупность), либо сложные формы человеческой активности.
Не являются действием мысли, намерения, убеждения, желания, стремления человека, даже в случае их обнаружения или записи. Только после их воплощения в некотором запрещённом законом поведенческом акте, если таковой происходит, можно ставить вопрос о преступлении.
Преступление – это всегда вопрос факта, речь идет о реальном действии или бездействии.
Преступление – это не просто деяние, а общественно опасное деяние. Общественная опасность есть материальный признак преступления и представляет объективную способность причинять существенный вред охраняемым уголовным законом ценностям.
Преступление есть не просто общественно опасное деяние, а общественно опасное деяние, запрещённое РФ. То, что не указано как преступление, таковым признаваться не может.
Если сделать краткий вывод из вышесказанного, то можно сказать, что преступление однозначно подразумевает, во-первых, только конкретное физическое действие, а во-вторых, действие должно быть направлено на свершение того, что запрещено законом РФ.
Статья 24 УК РФ «Формы вины»:
«1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности…».
Статья 5 УК РФ «Принцип вины»:
«1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия и наступившие общественно опасные последствия (бездействия), в отношении которых установлена его вина.
Не может быть привлечено к ответственности лицо, если оно действовало без умысла либо в его поведении отсутствовала неосторожность. Невиновное причинение вреда не влечет уголовной ответственности».
Статья 25 «Преступление, совершенное умышленно»:
«1. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
2. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
3. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично».
Осознание общественно опасного характера своих действий означает осознание этой общественной опасности в общих чертах, в общем виде. Например, перед производством выстрела в человека из огнестрельного оружия лицо может не осознавать, куда попадет пуля: в голову, в сердце и т.д. – важно, что стреляющий осознает, что этим выстрелом может причинить смерть потерпевшему.
Предвидение наступления общественно опасных последствий деяния означает представление лица о вреде, который в результате его действий или бездействия будет причинен охраняемым уголовным законом объектам.
Предвидение должно носить конкретный характер, то есть виновный предвидит не последствия вообще, а последствия определенного характера и тяжести, наступающие именно от совершенного им действия или бездействия.
При предвидении общественно опасных последствий виновный осознает и развитие причинной связи между действием и последствием.
Вернёмся к юридической основе статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего за собой… психическое расстройство…»
Возникновение психического расстройства должно находиться в причинно-следственной связи с причиненным вредом здоровью, то есть быть его последствием.
Под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение состояния его физического, психического и социального благополучия, выразившееся в расстройстве анатомической целостности и физиологической функции органов, тканей и систем организма или в заболевании в результате противоправного насильственного воздействия на него.
Логический вывод из вышесказанного показывает, что виновным лицо становится только при наличии у него умысла, то есть чёткого осознания своего намерения причинить в нашем случае именно тяжкий вред здоровью конкретному лицу, и осознания того, что предпринимаемые им конкретные действия способны причинять именно тяжкий вред.
Виссариона, Вадима и Владимира также обвиняют по части 1 статьи 239 УК РФ «Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением…»
Объективная сторона преступления, предусмотренная частью 1 статьи 239 УК РФ, выражается совершением альтернативных действий:
1. создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью;
2. руководство религиозным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью.
Создание объединения – совершение любых действий, результатом которых стало образование религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан. Преступление окончено в момент возникновения религиозного объединения, начавшего осуществлять противоправные формы деятельности.
Руководство объединением – действия по осуществлению организационно-распорядительских функций в отношении других участников уже созданного объединения. Оконченным состав преступления считается в момент начала выполнения руководящей роли.
Конструктивным признаком является антиобщественный характер деятельности указанных объединений в целом или частично, которая должна быть сопряжена с насилием, иным причинением вреда здоровью граждан.
Под насилием понимается физическое насилие, то есть умышленное неправомерное причинение физического вреда другому человеку против его воли.
Иное причинение вреда здоровью означает причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего в результате психического насилия.
Психическое насилие – сообщение сведений, вызывающих неблагоприятные психические процессы (стресс, тревога, страх и др.), сопровождающихся психосоматическими расстройствами, склонение к актам аутоагрессии.
В обвинении говорится о применении к потерпевшим психологического насилия.
Приведём выдержку из энциклопедического словаря:
«Психологическое насилие – это действия, разрушающие или уничтожающие положительные нравственные чувства, качества личности и поведения, а также самоуважение, благополучие и собственное достоинство.
Психологическое насилие – это унижение, обесценивание, ограничение прав человека».
Вывод из вышесказанного способен показать, что в основе создания религиозного объединения обязательно должна подразумеваться осознанность того, что объединение будет сопряжено с насилием, то есть умышленным (специально и целенаправленно делаемым) причинением вреда здоровью другому человеку против его воли.
А руководство объединением однозначно подразумевает взаимодействие только с членами созданного объединения, и в этом случае должно подразумеваться и документально фиксируемое членство.
Статья 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию»:
«1. При производстве по уголовному делу подлежат доказыванию:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния…»
Термин «обстоятельства» означает, что доказыванию подлежат не выводы, суждения, и даже не сведения, а реальные события, которые имели место в действительности.
Если хотя бы одно из них не будет с достоверностью установлено, то лицо не может быть признано виновным в совершении преступления и подвергнуто наказанию.
При производстве по уголовному делу данные обстоятельства устанавливаются при помощи конкретных доказательств, которые индивидуальны для каждого случая совершения деяния, содержащего признаки преступления.
По всем уголовным делам подлежит доказыванию событие преступления, то есть сам факт совершения того либо иного деяния, а также индивидуализирующие его обстоятельства: время, место, способ.
В понятие время входит конкретное время в течении суток, в которое произошло деяние.
По каждому уголовному делу должно быть установлено время начала и окончания деяния. Временной отрезок должен быть установлен с максимальной точностью. То есть не временной период, за который в разное время якобы была совершена совокупность каких-то разных деяний, а временной период совершаемого конкретного деяния!
Место совершения преступления – это конкретный участок пространства, на котором было совершено деяние.
По смыслу уголовного закона местом совершения преступления следует считать место, в котором были окончены все преступные действия.
Способ совершения преступления представляет собой совокупность приемов, которые были использованы лицом для достижения преступного результата.
В перечне подлежащих доказыванию обстоятельств упоминаются виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы.
Категории «виновность» и «вина», несмотря на близость звучания и тесную взаимосвязь, всё же не тождественны.
Установить виновность лица – это значит доказать, что конкретное лицо совершило определенное деяние и что это деяние является преступлением в соответствии с УК РФ.
Вина – это понятие, характеризующее не состав преступления в целом, а лишь его объективную сторону. Таким образом, установленная вина является одним из условий доказывания виновности лица в совершении конкретного преступления.
В уголовном праве под виной понимают психическое отношение лица к совершенному им деянию и наступившим последствиям.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Вывод о форме вины, так же, как и ее доказанности, не может быть основан на предположениях и должен соответствовать объективно установленным обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу.
Мотивы преступления – это внутренние побудительные причины, в силу которых лицо совершило конкретное уголовно наказуемое деяние.
Вывод суда о мотивах преступления должен быть основан на доказательствах. То есть на подтверждающих наличие мотива фактах, к которым не могут относиться чьи-либо выводы, суждения, и даже сведения!
Статья 75 УПК РФ «Недопустимые доказательства»:
«… 2. К недопустимым доказательствам относятся: …
… 2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности…»
Догадка – осознанный или неосознанный домысел, при котором лицо вместо суждений о реально существующих обстоятельствах сообщает придуманную им информацию. При этом не имеет значения, совпадают эти сведения с реально имевшими место обстоятельствами или нет.
Предположение – это собственный вывод лица, сделанный им в результате анализа и имеющихся в его распоряжении сведений.
Слух – получивший широкое распространение утверждение, установить источник распространения которого не представляется возможным.
В любом из вышеперечисленных случаев доказательство признается недопустимым.
Приведём несколько комментариев к статье 78 УПК РФ «Показания потерпевшего»:
Показания потерпевшего наравне с другими доказательствами подлежат тщательной проверке и оценке в соответствии со всеми обстоятельствами, установленными по уголовному делу.
При получении от потерпевшего показаний необходимо иметь в виду, что тот является заинтересованным лицом, поэтому может осознанно или неосознанно искажать сведения о характере и размере причиненного ему вреда, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.
При участии потерпевшего в ходе судебного разбирательства суду следует принимать во внимание, что данное лицо по окончании предварительного расследования имело возможность ознакомиться со всеми материалами уголовного дела.
Показания потерпевшего не могут быть использованы для обоснования обвинения, если они не согласуются с другими доказательствами по уголовному делу. Тем более это касается случаев, когда показания потерпевшего являются предположительными, противоречивыми.