В заповеди № 38 тома 1 Последнего Завета Виссарионом высказывается неодобрительное отношение к науке: «Стремление вскрыть любую встречающейся тайну на основе научных данных есть признак больного разума».
В заповеди № 38 тома 1 Последнего Завета Виссарионом высказывается неодобрительное отношение к науке: «Стремление вскрыть любую встречающейся тайну на основе научных данных есть признак больного разума».
И снова негативный вывод на основе вырванной из контекста фразы ☹.
Зап. 38 полностью выглядит так: «Не стремись познавать все больше и больше, Ибо качество человека не зависит от объема технических познаний. Человек должен знать только то, что помогает развивать его истинные способности в гармонии с окружающим миром. Помните! Стремление вскрыть любую встречающуюся тайну на основе научных данных есть признак больного разума».
На мой взгляд, здесь Учитель говорит о первостепенной важности для человека развивать свои душевные качества, а не накапливать научно-технические знания им в ущерб, но вовсе не «высказывает неодобрительное отношение к науке» в целом. Т.е. знания нужны, но только те, которые помогут человеку жить в гармонии с окружающим миром. Проще говоря, добрый человек, не знающий логарифмов, для Гармонии гораздо ценнее, чем какой-нибудь злой Нобелевский лауреат. Я эту заповедь именно так понимаю.
А вообще о науке в Писании сказано следующее:
«Я не говорю, что наука вообще ни к чему. Конечно же, научные поиски человека играют определённую важную роль, но в этой области нужна будет сейчас определённая коррекция, иначе это закончится большими неприятностями.
Люди подошли к знаниям очень большого масштаба. Если духовно они сейчас не изменятся, они на этих знаниях погибнут все, они принесут большую катастрофу.
Сейчас пришло время коренным образом изменить свой внутренний мир, только тогда наука двинется в нормальном направлении, тогда будет узнаваться то, что действительно нужно для блага развития общества человека, а не всё подряд, что встречается на пути под знаком вопроса, ибо так правильно развиваться нельзя». (Ч10, гл.1)
Виссарион не принижает значение науки, а предостерегает человека, который часто этой наукой неправильно пользуется – рассматривает все открытия с позиции, либо как внедрить бесполезное удобство, либо как доставить неприятность ближнему:
«Результат проявления этого, казалось бы, большого развития цивилизации человечества очень печален. Он очень горек. И если духовное становление не произойдёт должным образом, это обязательно должно привести к большой катастрофе. Именно «благодаря» сознанию человека, его прекрасной способности находить интересные научные открытия» (ПЗ: ч.18, гл.5).
Поэтому к науке Виссарион предлагает относиться просто – с позиции её полезности для духовного развития человека:
«Если ты что-то делаешь, то должна быть какая-то практическая целесообразность. Это отличает разум от всего остального, что имеет сознание, но разумную форму мышления не имеет… Если ты хочешь что-то применить, то для чего?» (ПЗ: ч.26, гл.3).