Сегодня мы выставляем для комментариев показания высокопоставленного свидетеля обвинения от Русской православной церкви епископа Зарайского Константина (в миру Ильи Константиновича Островского) и отдельные тексты из его диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия «История и учение «Церкви Последнего Завета» (секта Виссариона)».
Диссертация передана следствию, как свидетельское показание И.К. Островского. Именно поэтому она выставлена здесь. Утверждения из диссертации теперь могут быть оценены как объективное свидетельство, как лжесвидетельство или как информация, которая не может быть принята как свидетельство.
Краткая справка.
Илья Константинович Островский в 2012 году определением Священного Синода Русской Православной Церкви был избран епископом Зарайским, викарием Московской епархии и назначен ректором КДС.
В 2014 году защитил в Московской православной духовной академии кандидатскую диссертацию по теме «История и учение секты „Церковь последнего завета“ (секта Виссариона)» (просим не путать с ученой степенью кандидата наук по теологии, которая присуждается решением Высшей аттестационной комиссии и дает защитившемуся все права, соответствующие ученой степени).
24 марта 2024 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.
Полную официальную информацию о епископе Зарайском Константине можно прочитать здесь https://mosmit.ru/eparhy/head/konst/ .
Думаем, что читателям будет интересно узнать, как думает и как пишет о нас православный епископ, который «как преемник апостольский, возложением рук и призыванием Святого Духа получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живый образ Бога на земле» (из «Послания Восточных патриархов о Православной вере», составленном в Константинополе в сентябре 1723 года).
В этом же послании сказано еще: «Мы полагаем, что Епископ столь же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (выделение жирным шрифтом – от автора).
Еще один нюанс. В 2014 году в диссертации на 366 страницах слово «секта» используется соискателем крайне мало, а терминов «деструктивность» и «тоталитарность» вообще нет. Уже в сентябре 2020 года, непосредственно перед арестом Виссариона и двух его учеников, на первый же вопрос следователя епископ заявил: «Она является одной из самых известных тоталитарных сект, действующих на территории Российской Федерации (более 30 лет)».
Допрос свидетеля Островского Ильи Константиновича от 20 сентября 2020 года:
Вопрос следователя: Вам известно о существовании и деятельности Курагинской местной религиозной организации «Церковь последнего завета» (далее – ЦПЗ)?
Ответ: Конечно мне известна данная организация. Она является одной из самых известных тоталитарных сект, действующих на территории Российской Федерации (более 30 лет).
Итак, православный епископ, патриарший экзарх Африки и с марта 2024 года уже митрополит обвинил Церковь Последнего Завета в тоталитаризме. Заявление очень серьезное.
Замечу, что такое обвинение не было выдвинуто прокуратурой при закрытии нашей религиозной организации и не вошло в подготовленное следствием обвинение по уголовным делам Виссариона, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова.
Теперь по существу обвинения.
Теория тоталитарного сектантства (ТТС) была введена в России в 1993 году А. Дворкиным. Им же при РПЦ Московском патриархате создан фискальный орган с условным названием «сектоборцы», состоящий из Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (образован в 1993 году) и Российской ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС) (учрежден в 2006 году). Учебник для фискального органа тоже имеется – «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования», А. Дворкин, первое издание которого вышло в 1998 г., а третье, переработанное и дополненное, – в 2002 году.
Для лучшего понимания методики борьбы с неугодными рекомендую посмотреть «ВОЗДЕЙСТВИЕ» – революционный документальный фильм-расследование, основанный на обширном независимом расследовании деятельности транснациональной сети террористических организаций (https://www.youtube.com/watch?v=_4dndlqrM0M ).
В нем есть подробный анализ деятельности А. Дворкина и его структуры в России, вот ссылка с привязкой по времени https://www.youtube.com/watch?v=_4dndlqrM0M&t=5070s . Там есть также интересное высказывание А. Дворкина о том, что юридическое оформление понятия «тоталитарная секта» будет вредить антисектантской деятельности его структуры, поскольку тогда необходимо будет собирать доказательную базу!
В упомянутом фильме-расследовании хорошо показано, как борьба с неугодными разрушает общество, разжигает вражду между людьми.
В качестве одного из примеров такого разрушения надо послушать «пламенное» выступление в 2016 г. на Круге Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья заместителя Верховного Атамана по работе с общественными и религиозными организациями православного мирянина К. М. Богомолова, (https://www.youtube.com/watch?v=wVKj-2vseyY ).
Не менее удивительным является и его выступление (теперь уже православного бизнесмена, использующего труд мастеров – еретиков, приехавших в общину Виссариона) во время интервью Саше Великолепному уже в 2021 году https://youtu.be/bzZ7TYVvm7U?t=3908 .
Вообще все это выглядит, как современный ремейк средневековой инквизиции с ее добровольными православными помощниками!
В противовес А. Дворкину я не буду приводить результаты своего анализа, а использую мнение кандидата богословия, доцента, заведующего кафедрой сектоведения Московской духовной академии Романа Коня, который, кстати, был руководителем епископа Зарайского Константина при соискании им степени кандидата богословия.
В работе «Православная миссия среди сект» от 26 декабря 2016 года (https://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/pravoslavnaja-missija-sredi-sekt/) ученый-богослов Р. Конь четко высказал отношение канонического права Православной Церкви к понятию «секта»:
«В каноническом праве Православной Церкви нет ни термина секта, ни новых появившихся недавно слов деструктивный культ, тоталитарная секта, новые религиозные движения, но имеется термин ересь, им называется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью.»
По методам борьбы с сектами и ересью кандидат богословия Р. Конь, твердый сторонник канонического права Православной Церкви, высказывается тоже предельно четко и ясно:
1. Определение ТТС: «При непосредственном влиянии идеологии западного секулярного антикультового движения и протестантского противокультового движения в России в 1993 г. появилась теория тоталитарного сектантства (ТТС), согласно которой отличительной чертой тоталитарных сект(ТС) является использование обмана и психотехнологий, с помощью которых людей помимо их воли вовлекают в секты через «тотальную индоктринацию – внушение нового учения, новой веры» т.е., без самостоятельного религиозного выбора; неофиты удерживаются в сектах посредством психотехнологий и выйти оттуда сами почти не могут».
2. Оценка ТТС научным миром: «Идеология ТТС не признана научной ни западным академическим религиоведением, ни российским: «концепции «управления сознанием», отсылающие к концептам «тоталитарность» и «деструктивность», …не принимаются в научном сообществе» [59] и «нелепо использовать, скажем, критерий «промывания мозгов» в сравнительно-религиоведческом исследовании, претендующем на научность [60]». «Все основные положения ТТС не выдерживают критики на предмет историчности и научности.»
3. Об аскезе, как признаке секстанства: «ТТС выставляет аскезу как признак сектантства (послушание, длительный и строгий пост) и тем самым ее дискредитирует. Секты отличаются от Церкви не элементами аскезы и структурой, — ибо аскеза присутствует и в Церкви, и она является общемировым религиозным наследием, как бы это ни выглядело соблазнительным [64], — а целями, ради которых она используется, а цели определяются вероучением».
4. Об отношении Церкви к ТТС: «ТТС не может считаться церковной теорией, поскольку ее подход к изучению природы сектантства, критериев сектантства (гуруизм, права человека, и проч.), объяснения ею преступной деятельности сект не совпадает со святоотеческим, т.е. церковным взглядом на данную проблему. Главным критерием церковного подхода к сектантству является вопрос об Истине, а ТТС эту тему вообще не затрагивает». «В качестве церковных критериев сектантства приняты догматические признаки, а не культурологические, политологические, социологические и проч.» «Вместо критики лжеучения сектантов и принципов их религиозной жизни, нередко сектантство освещается только с невыгодной стороны в карикатурном виде и борьба с ним сводится к обличению неприглядных сторон жизни вне какой-либо связи с их вероучением.»
Дополнить научный анализ теории тоталитарного сектантства А. Дворкина, сделанный ученым богословом Р. Конем, можно рассказом В. Отставных, бывшего заместителя руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии, имеющего 18-летний стаж миссионерской деятельности, члена Российской ассоциации центров изучения религий и сект с момента её основания и вплоть до 2013 года, («Вы представляете себе Христа, жалующегося Понтию Пилату на тоталитарные секты?» Беседа с Валерием Владимировичем Отставных. URL: https://valentincehov.livejournal.com/818718.html):
«…я говорил о том, что первые христиане, апостолы, их ученики, «мужи апостольские», делали все-таки упор на позитивной миссии, несли Слово Божие. Они не преследовали тех людей, которые не разделяли их взгляды, или которые были верными Христу, но потом ушли в раскол. Они лишь отстранялись от них, это в Евангелие написано: увещевай заблудшего один раз с глазу на глаз, второй раз в присутствие своих, а в третий раз просто отстранись от него, и «да будет он тебе, как язычник и мытарь». Вот такое отношение в том числе к сектантам было у прямых учеников Христа».
«я спросил, почему же мы сегодня не уподобляемся им, а стараемся войти во взаимодействие с органами власти и сказать, что вот этот человек, вот эта организация — они деструктивные из-за того, что проповедуют иначе, или наносят ущерб людям и государству, который еще надо доказать в суде и так далее…»
«Я сказал, что не могу себе представить Христа, который идет к Понтию Пилату и говорит: «Господин Пилат, тут вот, знаете, появилась такая организация, и она такая деструктивная, такая неправильная. Не можете ли вы послать солдат и как прокурор принять меры прокурорского воздействия на эту религиозную организацию, которую, как нам кажется, возглавляет сумасшедший человек?»
Жаль, что Илья Константинович Островский, представитель православного епископата, «живой образ Бога на земле» по определению Восточных патриархов всего через шесть лет, а может и раньше (я не смог найти его высказывания по вопросу борьбы с сектантством в этом промежутке), отринул мнение своего руководителя Р. Коня и проявил себя ярым представителем теории тоталитарного сектантства, не соответствующей каноническому праву Православной церкви!
По четко сформулированным в православии признакам (см. выше высказывания Р. Коня и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятые на Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 г) нашу Церковь Последнего Завета действительно следует отнести к сектам. И соответственно Православная Церковь имеет право выступать против нашей деструктивной миссионерской деятельности, если таковая есть.
Четкого определения деструктивной миссионерской деятельности в каноническом праве Православной Церкви нет. Видимо, надо понимать так, что если деятельность секты направлена на разрушение православия, то секта ведет деструктивную миссионерскую деятельность?
А как православие ответит тогда на такой вопрос: «А если Виссарион действительно второе пришествие Того, кто обещал 2000 лет назад прийти в помощь человечеству и создать церковь свою, то как тогда относиться к созданной Им Церкви?
Она разрушает православие, берущее начало от первых апостолов? Или просто Отец Небесный через Свое Слово Живое корректирует исторически сложившиеся ошибки христианства?»
2000 лет назад среди иудеев был фарисей, именем Гамалиил, который сказал в защиту первых последователей Иисуса Христа:
«38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян.5:38,39).
Неужели в современной РПЦ нет подобных Гамалиилу?
В конце июля на телеграм-канале «Община Виссариона инфо» опубликована статья Виссариона «Время богопротивников» (https://telegra.ph/Vremya-bogoprotivnikov-07-31), в которой он обращает внимание на божественный промысел появления истории с Гамалиилом в Деяниях:
«Своими словами Гамалиил показал, что, несмотря на его веру в полноту имеющихся у его народа вероучительных доктрин, он вполне допускает новое проявление Воли Божией, когда такое проявление может явить миру что-то до этого неизвестное!»
Современное православие тоже уверено в полноте своих вероучительных доктрин, но в отличие от Гамилиила пока совершенно не допускает новое проявление Воли Божией!
“Тоталитарная секта” – это образ Дворкина, сектоборца, лжеакадемика наук, т. к. называет себя тем, кем не является, целью деятельности которого является раскол между верующим разных конфессий, и привлечение к разделению и нетерпимости к Вере верующих разных религий,. В частности, в пользу православной церкви,. Что уже является проявлением тоталитарности по отношению к инакомыслию и не запрещённым в РФ организациям, и закону о свободе вероисповидания.
термин “тоталитарная секта” был введён Александром Леонидовичем Дворкиным в общественное сознание ,до него этого термина не существовало ,он предназначен для того, чтобы дегуманизировать определенную группу людей ,чтобы к этой группе людей в основной массе населения изменилось отношение и с помощью вот этого термина “тоталитарная секта” люди начинают относиться к так называемым “сектантам” как к не людям ,как животным ,поэтому и воспринимают их уже не как людей и это со стороны вот этого человека есть манипуляция общественным сознанием, целенаправленное ,чтобы изменить отношение к данной группе людей иной веры. а это есть не что иное как информационный терроризм исходящий из уст священнослужителя, причём не указывается в чём тоталитарность и деструктивность данной организации. цель данной манипуляции является изменение отношения большей массы общества к определённой группе людей и вызывания ненависти к этой группе людей, это является первой стадией уничтожения какой-либо нежелательной формации в обществе. странно что такие слова и призывы звучат из уст священника несущего свет любви и истины данные Христом, а по факту несущий раскол в общество разъединяющие его, чтобы было легче управлять кому-то этим обществом.
Если Учение о Любви и Человечности, где даже подумать плохо нельзя о человеке плохо,считается диструктивной, то кто же этот лживый эпископ? Похоже служит он тому, кто противостоит Богу.
Как учение о Любви и Человечности может быть диструктивной?
какая “тоталитарная секта”, вы о чем? до недавнего времени было официально зарегистрированное религиозное объединение “Церковь Последнего Завета”. то есть это определение – “тоталитарная секта” это просто ярлык, один из способов манипулирования сознанием. насколько мне известно настоящие религоведы таким термином не пользуются
Уважаемый Епископ, вы очень глубоко заблуждаетесь ,, возможно потому что изучали только книжки , а здесь в общине ,не были .
я здесь живу 15 лет , в общине , и не видела здесь никакой тоталитарной секты .
Здесь живут люди , очень порядочные , интеллигентные , образованные и не очень образованные ,, но все тут стараються жить одной Семьёй , как родные люди .
И никогда даже не думают о ком то плохо ,, в отличии от вас .
Вы начитались книг , и стали думать плохо о людях .
Не поторопились ли вы сделать плохие выводы и людях , даже не встречаясь с ними , здесь в Общине .
Даже Президенты встречаться с народом в нашей стране .
Я так понимаю вы же тоже Россиянин , так приезжайте к нам ,, познакомится ,,мы будем рады вам .
Я уверяю вас вы не найдете здесь , тоталитарности, даже руководителей не найдете, их здесь нет , здесь живут свободные и счастливые люди .
Грустно читать высказывания высокопоставленных представителей РПЦ о нашей Общине как о Тоталитарной секте. Или это их неосведомленность, или сознательная попытка опорочить инакомыслящих людей. Я в Общине 27 лет. У меня здесь родились и выросли трое детей. Ходили в Государственный садик, потом в школу, тоже государственную. Окончив школу, двое детей получили высшее образование. Старший юридическое, средний филологическое.Младший сын окончил 9 кл. и поступил в колледж. Старший учился в Москве, дочка, средний ребенок, училась в Волгограде. О какой Тоталитарной секте ведут речь много уважаемые обвинители?!
Мы совершенно свободные и счастливые люди! Не понимаю таких голословных обвинений!
Удивительно,как люди выдвигают такие серьезные обвинения в адрес тех,с жизнью которых знакомы лишь по рассказам (т.е.по слухам) и по публикациям в интернете! А что мешало приехать и познакомиться с жизнью и деятельностью этих людей лично? Ведь это разумный подход. Тем более,при написании диссертации необходимо опираться на факты,а не на слухи!
О себе скажу: живем семьей здесь вот уже 29 лет! И никакого насилия над собой,над своей личностью никогда не испытывали! Счастливы жить среди людей, которые выстраивают между собой отношения,основанные на доверии,любви и человечности!
как можно называть тоталитарной сектой Общину, в которой такой уважаемый человек со многими регалиями никогда не был? но смог защитить диссертацию?..
это общество счастливых людей, сумевших воплотить свою светлую мечту!!!! я в Общине уже 28 лет! за столько лет мы стали близкими друзьями, надёжным плечом друг друга, роднее родных, родными сердцем и душой!!!!!
жаль, что человек, наделённый такими санами, как данный обвинитеь, позволяет себе довольствоваться чужими слухами и распространять их дальше…
а мы живём счастливой жизнью!!!!!!!
Как можно называть тоталитарной сектой Общину?! И как человек почитающий Бога и занимающий такое место в церкви может позволить себе нарушать законы Божьи?. Для меня Вера без дел мертва. Учитель каждое свое слово подтверждает делами. И даже сейчас не позволяет себе то что позволил себе этот человек! Учитель своим примером показывает нам как относится друг к другу, как достойно относится к тем кто тебя гонит. И я ему за это безмерно благодарна! Не каждый так умеет! А когда священник разносит клевету… начинаешь сомневаться какому Богу он служит…к сожалению
Я думаю,что в РПЦ изучают Писание.В нем открылось понятие о любви к людям Отцом Небесным и там есть заповеди возлюбить тех,кто гонит и обижает.Странно,что такое высокопоставленное лицо не являет такие простые заповеди.
Ведь Иисус показал эту любовь,и в условиях страшных для любого.Тогда церковь и должна показать пример любви к ближним своим,если следовать Новому Завету.
И как же государство целых тридцать лет терпело тоталитарную секту???Видимо,те проверки,которые случались за это время соответствующими органами,никакой тоталитарности здесь не находили,потому что её в Общине нет!
Тоталитаризм предполагает полный контроль над всеми аспектами жизни человека, что совсем не сходится с Учением Виссариона, в котором свобода выбора – одно из ключевых понятий: «Свобода Выбора – закон от Бога. Нарушить его не должно!» (ПЗ. Ч2. Гл.8: 21).
В марте 1998 года Палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации постановила, что слово «секта» вообще является не юридическим термином, а «оскорбительной кличкой» (Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. – М.: «Олимп», 1998. – 320 с. – С. 4. – ISBN: 5-7390-0047-5).
Я живу в Общине Единой Веры(Общине Виссариона) уже 22 года.Имея военно-политическое образование,большой опыт участия в общественных отношениях между людьми,рассмотрения множественных примеров морально-психологических особенностей людей на жизненной практике могу твердо утверждать,что обвинение в тоталитарности Церкви,основанной духовным Учителем Виссарионом ,является следствием ложной оценки архиерейским собором РПЦ 1994 года Личности Виссариона и взятым курсом РПЦ на гонение инакомыслящих.А епископ действует по конъюнктуре и знаком с жизнью общины из источников,страдающих предвзятым взглядом,по Писанию-взглядом слепцов.
Константин Островский, который никогда в общине не бывал, смеет называть её тоталитарной. А вот серьёзная комиссия, которая там побывала, ничего подобного не обнаружила: “В Общине отсутствует характерный для так называемых “тоталитарных сект” жёсткий режим жизни. Здесь наблюдается, скорее, обратное: бесконтрольность и значительная самостоятельность верующих” (из выводов глубокой комплексной проверки всех сторон жизни и деятельности ЦПЗ, проведённой с участием “Совета про взаимодействию с религиозными объединениями” в 1996 году).