Сотериологические сюжеты Виссариона возлагают личную ответственность за грехопадение и развращение мира на его двух творцов и самого человека, при этом совершенно не упоминается роль сатаны в грехопадении людей, более того, дьявол представлен как безличностная негативная энергия, порожденная самим человеком. Спасение человека представлено Виссарионом делом самого человека: если он переменит свои мысли на благостные и начнет жить по новым нравственным нормам, то победит дьявола, спасет себя и мир.
Однако этим намерениям не суждено сбыться, поскольку Виссарионовская антропология вносит разделение внутрь самого человека, а его доктрина бескачественной материи лишает человека онтологического основания для положительного исхода этой борьбы — победы над злом.
А что это такое, ” бескачественная материя”? Вроде в ПЗ такого понятия нет…
Яркий пример, когда “умные” слова выстраиваются в бездоказательные “умные” фразы, а из них следует “умный” ложный вывод.
Наконец-то, хотя бы по терминологии увидел претендента на ученость!
Хотя почему вместо слов «сотериологические сюжеты» не сказать просто «сюжеты о спасении человека».
А вот по поводу личной ответственности за грехопадение и развращение мира мне есть чем возразить диссертанту.
По порядку, Единый – Творец материального бытия, сотворивший гармонию и ее законы, в принципе не может быть ответственен за поведение людей, нарушающих гармонию. Не вижу причинно-следственных связей. В Учении Виссариона эти связи тоже никак не обозначены.
Далее, Отец Небесный, Творец Духовного бытия одушевлением людей запустил совершенно новый, до этого не известный, процесс распространения своих сверхвозможностей во Вселенную, а одухотворенный человек приступил к «обучению» своего разума и чувственного мира гармоничному взаимодействию.
Этот неизвестный до этого времени учебный процесс по совершенно объективным причинам не мог проходить идеально. Но греха в этом нет от слова совсем.
Грех возникает тогда, когда правильное действие известно, но участниками процесса оно не выполняется!
О какой личной ответственности мы говорим и кого?
По утверждению «при этом совершенно не упоминается роль сатаны в грехопадении людей». А это высказывание Виссариона не увидел?
Встр.4:22 «Единое целое возобладало могучей чёрной силой и всеми знаниями о дурных деяниях человека, когда-либо творившихся на Земле, кои становились всё более изощрёнными. Это и было рождение диавола. И с тех пор он повёл активное обратное воздействие на сознание человека, создавая уникальные обстоятельства, когда человек творит все более зла».
Таких объяснений в Писании много, но видимо диссертанту найти навоз проще, чем медоносный цветок.
По вопросам Виссариновской антропологии и доктрины бескачественной материи позволю себе заметить, что неправильно использованными философскими терминами Истину оболгать невозможно.
Антропология как наука изучает человека как биологический, культурный и социальный объект, а Истина объясняет, что такое человек, более того сейчас в это объяснение включен еще один аспект, который ранее не был известен, – душа и ее взаимодействие с чувственным миром и разумом.
Заявление о Виссарионовской доктрине бескачественной материи и соответственно об онтологическом (по простому, мировозренческом) основании невозможности победы над злом я расцениваю как попытку диссертанта запутать читателя и увести его в сторону неразрешенных до сих пор научных и богословских споров о материи, начатых еще во времена Платона.
В Учении Виссариона как раз показано, что эти споры к победе над злом никакого отношения не имеют. Для победы над злом надо каждому человеку изменить свой духовный мир и тогда новое зло перестанет появляться, а ранее созданный энергийный сгусток зла без подпитки распадется сам собой!
Измени себя и мир изменится вокруг тебя!
Однако это не просто, проще пребывать в спорах, дискуссиях, диспутах!
В заключение скажу, что Учитель в книге Время Поворота нарисовал картину рождения Единого и Вселенной очень крупными мазками только для того, чтобы мы лучше понимали место и роль Отца и Сына в общей картине мироздания.
Для детального научного изложения этой информации в человеческом языке пока нет необходимых конструкций, понятий, образов.
А кого Зарайский хочет обвинить в бедах человека? Разве человек не сам их создаёт, специфически пользуясь величайшим даром – свободой выбора? Как говорится в народе: «Что посеешь, то и пожнёшь». И разве не о том же говорится в Новом Завете: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).
Как же Зарайский надеется спасти человека от безобразий, им же и созданных? Ожидает ли он, что его просто унесут в Царство Небесное? На этом пути не мешало бы учиться мудрости, прислушиваясь к народным пословицам: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «На Бога надейся – сам не плошай». Не стоит забывать и о том, что об этом сказано в Новом Завете: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).
Очень удобно переложить всю вину за свои ошибки на некую тёмную силу. Вместо того чтобы исправлять свои прегрешения, люди часто предпочитают просто признать свою грешность и ожидать чудесного избавления лишь за акт уверования. Однако Виссарион подчёркивает важность не только ответственности за свои слова и поступки, но и необходимости исправления допущенных ошибок. Это требует активного участия и стремления к самосовершенствованию, а не пассивного ожидания спасения.
«Это наивное пожелание – чтоб у тебя все твои грехи кто-то взял и очистил. Но человек от этого же не меняется. Если у него есть жизненный опыт делать те или иные ошибки, он их и будет делать и завтра, и послезавтра, до тех пор, пока он сам их не исправит. Поэтому опыт нельзя забрать» (ПЗ: ч.19, гл.16).
«Естественное развитие и видоизменение внутреннего мира человека происходит благодаря его собственным усилиям, которые он прикладывает к постижению своих собственных шагов и стремлению исправить увиденные ошибки» (ПЗ: ч.4, гл.44).
Нельзя победить зло с помощью другого зла – от этого оно только множится. Добро не может бороться со злом злыми средствами, оно борется с ним добрыми средствами. «Тьма идёт к Свету, чтобы померк Свет. А Свет встречает тьму, чтобы осветить её» (ПЗ: ч.3, гл.7).
Каким образом Виссарион вносит разделение внутрь самого человека, если он категорически не приемлет концепцию, согласно которой жизнь развивается только через борьбу противоположностей, таких как тьма и свет, добро и зло. Он утверждает, что истинным движителем вечного развития человека является его стремление к новому созиданию, которое возникает из постоянного неудовлетворения тем, что уже сделано. Виссарион. 30 08 1998 год Болгария (19:02-22:26): https://ok.ru/video/4785284385392 https://rutube.ru/video/235c0e8b652094e14e8232c8ec5482d4/?r=plwd
«Человек наделён великими творческими способностями на основе Свободы Выбора. И когда все силы его будут сосредоточены в одном направлении — к созиданию света, — то ни при какой попытке сотворить благое творец никогда не обретёт удовлетворения. Се есть вечный движитель развития души человеческой» (ПЗ: Встр.4:62).