В нулевых годах меня пригласили на известное в те годы ТВ-шоу «Принцип домино». К приглашению отнёсся настороженно, к тому времени уже был опыт участия у меня и у моих друзей в таких шоу («Пять вечеров», «Большая стирка»), поэтому был в курсе, что это за скандальное «блюдо» с провариванием выбранной жертвы для пополнения неконструктивных эмоций ещё большой в те годы ТВ-аудитории. Редактор передачи настойчиво уговаривала меня в телефонных разговорах и обещала конструктив, глубокий интерес к принципам существования крупнейшего в Европе духовно-экологического поселения (общины Виссариона), где живут в мире и дружбе представители разных национальностей и разных вероучительных систем в стремлении необходимое для жизни создавать собственными руками. Она пообещала, перечислив пофамильно, что в передаче не будут участвовать те скандальные оппоненты существования общины и Учения, негативно проявлявшие себя на предыдущих российских ТВ-шоу, не будет представителей РПЦ, поведение коих однозначно прогнозируемо в такой передаче, ведь ещё в 1994 году на Архиерейском соборе духовный наставник Виссарион был определён РПЦ как лжемессия. Среди обещанных к обязательному отсутствию был и известный «сектовед», изобретатель этой несуществующей профессии и термина «тоталитарная секта», автор единственного в мире учебника для круга РПЦ с названием «Сектоведение», гонитель религиозных движений, кроме естественно РПЦ, Дворкин А. Л. – президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), имеющий и гражданство США.
Я оказался доверчивым тоталитарным сектантом, внявшим обещаниям редактора передачи, и согласился участвовать в этом шоу.
Сюрприз ждал меня в Останкино. Перед эфиром кто-то из редакторов программы увлёк меня беседой (в гримёрке) о содержании предстоящей передачи, а потом вдруг спохватился – мы, увлёкшись беседой, оказывается, забыли о времени, а эфир уже идёт… И вывел меня сразу на «эшафот»: мой выход, а на диване гостей передачи расположились все те, кого обещано было не приглашать…
Этот эфир запомнился эксцентричным поведением сектоведа-эксперта. Он рассказал какие-то байки-небылицы из жизни общины, где никогда не бывал, и даже исполнил что-то вроде сценического этюда, изображая, как Виссарион ест курицу, что, на взгляд Дворкина, должно было подтвердить, как Виссарион нарушает собственный запрет на употребление убойной пищи. Помню, что я тогда удивился оригинальности мышления и эмоциональным проявлениям известного и единственного в нашей стране сектоведа, подумал что-то вроде: «Ну не любит нас человек, вот и не справился с раздражением, бывает». Его внешность: небольшого роста, как показалось, слегка взъерошенные волосы, борода, озорно бегающие глаза, предпочитающие не встречаться с моим удивлённым взглядом. Мелькнул образ: «как чёртик из табакерки»…
Прошли годы. 22 сентября 2020 года нас (Виссариона, Владимира и Вадима) взяли в плен с помощью впечатляющей по своему масштабу военной операции с участием спецназа ФСБ, росгвардии и боевых вертолётов и вертолётом же доставили через Абакан в Пятое управление ГСУ РФ с дислокацией в Новосибирске. Ночным судом избрали нам мерой пресечения содержание под стражей и заключили в темницу, где до сих пор и находимся.
Через пару недель после нашего задержания, напоминающего голливудский блокбастер, нас специальным «Боингом» в сопровождении отряда силовиков отправили в Москву для обследования в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, главном институте России в судебной психиатрии. Месяц мы пробыли в Бутырке, и месяц – в одиночной палате-камере института им. В. П. Сербского под наблюдением и исследованием ведущих психиатров страны. Забегу на месяц вперёд – несколько слов моего понимания наших многостраничных диагнозов: мы оказались психически здоровыми организованными людьми с хорошей памятью, проявленным творческим аспектом и лидерскими качествами.
Во времена нашего задержания весь мир, и Россия в том числе, активно участвовал в кампании под названием «пандемия» под руководством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), надгосударственного института правящих мира сего, созданного 75 лет назад при участии Рокфеллера и поддерживаемого все эти годы его фондом. Вероятно, в тот момент своей истории наша страна по-другому поступить пока не могла, потому и действовала, или делала вид, что действовала, под эгидой ВОЗ. Тогда в России крепко стояла на ногах так называемая «Пятая колонна» – сила, которая пытается разрушить существующую государственность изнутри, приверженцы так называемого «англо-саксонского» взгляда на мир, или – «золотого миллиарда».
16 октября 2020 года, спустя 24 дня после нашего задержания, Новосибирская епархия РПЦ организовала конференцию, большой форум для представителей силовых ведомств, вооружённых сил, военнослужащих войск национальной гвардии РФ Сибирского федерального округа под названием «Тоталитарные секты как угроза национальной безопасности России» (информация взята с сайта Новосибирской Митрополии РПЦ). [i]
«Простая уже аксиома: тоталитарные секты несут опасность для личности, семьи, общества и государства, – рассказал журналистам перед конференцией заместитель председателя Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ профессор Александр Леонидович Дворкин. – Секты создают свои собственные структуры, которые становятся небольшими государствами в государстве. Пример – Виссарион, которому удалось создать страну со своими законами, правосудием, блокпостами на дорогах. А по занимаемой территории страна «Виссариония» равна двум третям Бельгии».
«В последние годы Россия столкнулась с таким опасным явлением как тоталитарные секты с радикальными идеями, сектанты пытаются проникнуть в силовые структуры, в вооружённые силы. Они представляют серьёзную угрозу национальной безопасности», – сказал руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, руководитель Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе протоирей Александр Новопашин.
«Как граждане своей страны, мы должны привлекать внимание всех членов общества к проблеме тоталитарных деструктивных сект, руководители которых спекулируют на теме религиозной свободы, чтобы и дальше беспрепятственно отрывать людей от общества», – это из речи владыки Новосибирского Никодима. Обращает на себя внимание, как легко высокие чины РПЦ используют в своих выступлениях некорректную терминологию, введённую в общение представителей РПЦ с лёгкой руки «сектоведа», «профессора» Дворкина.
Основными докладчиками на этой конференции РПЦ и силовиков выступили заместитель председателя Экспертного совета при Минюсте РФ профессор Дворкин А. Л., ведущий эксперт-деструктолог по псевдоисламским радикальным сектам Силантьев Р. А. и руководитель миссионерского отдела епархии Новосибирска Новопашин А. В.
Замечу, что и Дворкин и Силантьев являются экспертами, свидетелями обвинения в нашем двухсотсорокатомном уголовном деле. А глава 19 из знаменательного и знаменитого в среде РПЦ труда-учебника Дворкина «Сектоведение» послужила лекалом в состряпанном следствием уголовном деле огромного объёма. Эта глава называется ”Секта Виссариона – «Община единой веры» – «Церковь последнего завета»”. [ii] С содержанием этого ненаучного текста большого объёма вы можете при желании самостоятельно познакомиться в интернете, я обращу внимание на некоторые детали неуёмной фантазии сектоведа, находящиеся в основе следственных мероприятий по нашему уголовному делу. В этой главе «сектовед-религиовед», не имеющий религиоведческого образования, выдаёт и напрямую свои эксцентричные умозаключения, и ссылается на анонимных «свидетелей».
Тем читателям, кто не знаком с образом жизни многотысячной общины Виссариона, посоветую приехать в общину на экскурсию, приведённые же ниже выдержки являются нездоровым, бескультурным бредовым фантазированием или, выражаясь мягче, смешным домысливанием.
Итак, поехали: «Сам Виссарион, дорожа своим здоровьем, никогда не пьет воды, а пьет исключительно свежевыжатый сок из фруктов, которые ему туда доставляются. По слухам, он также вполне приемлет мясо и вино, во всяком случае, бывшие члены об этом сообщают. В Сибири фруктов для выжимания сока на всех не напасешься, поэтому, по сообщениям бывших членов секты, Виссарион изобрел хороший способ нейтрализовать вредоносное действие воды – с утра выпить стакан собственной мочи. После этого организм очищается, и воду в течение дня пить можно».
«Красноярские специалисты рассказывают о варварских методах вырубки леса и захламлении лесной территории сектантами. За прошлые несколько лет, как отмечают красноярцы, виссарионовцы стали причиной нескольких лесных пожаров».
«От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, с обязательством, что они никогда не будут об этом вспоминать».
«Жители Города [Солнца] прошли строгий отсев: всех пожилых отправили назад в деревню. Теперь на плато живут 130 человек – крепкие молодые люди с семьями. Они называются «рать Виссариона». «Ратники» освобождены от основных работ: они более не занимаются ни строительством, ни сельскохозяйственным трудом. Работы по возведению жилищ для них ведутся виссарионовцами, обитающими в деревнях, работающими на строительстве вахтовым методом. Они доставляют продукты питания для «ратников». Нужно сказать, что, в отличие от членов секты более низкого уровня, «ратники» производят вполне упитанное впечатление. В их обязанности входит поддержание порядка в Городе и в окрестностях, а также непосредственная охрана Виссариона и высшего руководства секты».
«Вот что пишет о Виссарионе православный педагог: Обратите особое внимание на откровения «Последнего Завета» в области педагогики, которые, как можно предположить, осуществляются в общине. На деле. Прежде всего отрицается ценность и полезность образования, напротив, оно вредно, так как «в человеке начинает угасать воображение – сей живительный источник духовного мира»… Болезненное воображение – прекрасная почва для коллективного психоза, который в случае нужды легко могут спровоцировать «духоносные» пастыри. Достаточно вспомнить техасскую трагедию в США с лжехристом из секты ”Ветвь Давидова”».
«Даже в выборе пищи Виссарион не оставляет своим последователям никакой свободы. Обычно Виссарион в конце каждого года определяет диету для своих последователей на следующий год».
«Чтобы обойти требования нового закона о свободе совести, виссарионовцы вошли в московский «Социально-Экологический союз» (СоЭС) на правах его проблемного отделения «Тиберкуль». Так, не дожидаясь своей регистрации в качестве религиозной организации, виссарионовцы легализовались, приобрели надежную «крышу» и возможность получения грантов целевой направленности из США. Эта международная организация действует по всему миру. Красноярское отделение СоЭС свое внимание сосредоточило на ядерных объектах этого края (Красноярск-26). Некоторые члены секты работают в Москве в Госатомнадзоре не на рядовых должностях. Резонно задать вопрос: куда стекается информация оборонно-стратегического значения?»
«Раньше он не позволял даже грудное молоко детям – теперь велит кормить детей грудным молоком до трех лет».
«Медицина там запрещена, а вместо нее – так называемая эстетотерапия: с утра выйти полюбоваться на сибирские красоты, и все болезни должны пройти… А сколько там в тайге может быть незарегистрированных смертей – Бог весть».
«Несколько раз у него мелькали высказывания о святости всего того, что делает влюбленный человек. Любовь – это высшее чувство, и влюбленному позволяется все. Но все тайное становится явным, и, как мы предупреждали, в 2001 г. стало известно о возникновении у виссарионовцев «множественных семей» (т.е. о многоженстве), а также об «общих женах» и «делении женами» как все более распространяющейся практике».
«Итак, в 2003 году должен начаться конец света, а в 2015 году он закончится. Есть большая опасность, что до 2003 года секта не доживет и кончит – по типу «Храма Солнца» в Швейцарии или «Народного храма» в Гайане – массовым самоубийством».
«Виссарион много говорит о самоубийстве и напрямую. Звучит это, например, так: «Не осуждай самовольно ушедшего из жизни». Возможно, он на всякий случай готовится к определенным трудностям. Что с ним случится в будущем – покажет время. Во всяком случае, как показывает исторический опыт, такие люди, как Сергей Анатольевич Тороп, не любят уходить в одиночку».
«По сведениям, пришедшим из Красноярского края, в начале 2001 г. Виссарион обещал по прошествии этого года вознестись. Что сие значит, не очень ясно. Самым удачным было бы, если под «вознесением» Виссарион подразумевал бы свое исчезновение и жизнь на каком-нибудь карибском острове, тем более, что, по сообщениям бывших членов секты, у него имеется уже несколько весьма объемных банковских счетов за рубежом и даже израильское гражданство. Ну а если «вознесение» значит самоубийство как для него, так и для его последователей? Появляется все больше фактов, указывающих именно на этот вариант».
И ещё одна цитата от эксперта Минюста Дворкина (вероятно, мало ему «блистать» лишь в религиоведческой среде):
«И, несмотря на свой маскарадный ближневосточный костюм, самозванный мессия все больше напоминает Жириновского. Появляется в писаниях Виссариона высказывание, которое иначе, чем запугиванием, назвать нельзя: «Крайним проявлением закона Целесообразности является правило, гласящее: ”Если меньшее мешает или угрожает большему, то оно подлежит уничтожению во благо большего”».
Пожалуй, достаточно этого непрофессионального, эклектичного фантазирования от известного и единственного в стране профессора-сектоведа, гонителя религиозных движений России, заместителя председателя Экспертного совета при Министерстве юстиции РФ, профессора кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вице-президента Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS), президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), уважаемого высокими чинами РПЦ и силовыми структурами.
Позволю себе напомнить, что когда церковь, именующая себя «христианским православием», превращается из гонимой в гонителя, то она перестаёт иметь отношение к тому христианству, которое проявилось 2000 лет назад при участии прямых учеников Иисуса.
Приведу выдержку из экспертного заключения настоящего доктора юридических наук и настоящего профессора Российской академии государственной службы при Президенте России М.Н. Кузнецова от 27 декабря 2000 г. по содержанию книги А. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования»: [iii]
«Анализ концепции и содержания книги «Сектоведение…» А. Дворкина позволяет сделать однозначный вывод: с точки зрения научного религиоведения и православной миссии – книга А. Дворкина совершенно бесполезна. Для православных миссионеров, серьезных исследователей, для правоохранительных и иных государственных органов указанное издание никакого интереса не представляет. Более того, использование книги А. Дворкина «Сектоведение…» в православных духовных школах может только навредить, а ее использование специалистами способно только запутать и нанести вред. Указанная книга А. Дворкина методически неграмотна, для использования в качестве дидактических материалов или учебного пособия в образовательном процессе непригодна…
Самое главное нарекание к книге – это путаница в голове автора и отсутствие системного подхода к исследованию заявленной темы. Создается устойчивое впечатление, что автор порою сам не понимает предмета своего исследования, тенденций развития описываемой проблематики».
Полагаю важным отметить, что не все представители РПЦ следуют в фарваторе взглядов Дворкина на инаковость других религиозных движений России, есть исключение. Руководитель пресс-службы Санкт-Петербургской митрополии иерей Алексий Волчков сказал, что считает себя «сторонником идей и деятельности г-на Дворкина чуть менее, чем нисколько». [iv]
Некоторые фрагменты биографии Дворкина А. Л. Взяты они с официального сайта Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского [v] (Дворкин – президент этого Центра) и других интернет-источников (с документальным подтверждением).
С 1972 по 1975 учился на факультете русского языка и литературы в МГПИ (отчислен за прогулы). В 1977 году по политическим мотивам эмигрировал из России в США. Из медицинской амбулаторной карты Психоневрологического диспансера №3 (там А. Л. Дворкин стоял на учёте с 1973 по 1977 г.) Психика: колебания настроения, инфантилен, сверхценное отношение к прическе, хвастливый. Диагнозы: психофизический инфантилизм, паталогическое развитие личности, подозрение на шизофрению, циркулярный психоз (депрессивная фаза). Из медицинской карты Психиатрической больницы №14 (там А. Л. Дворкин находился на стационарном лечении с 26.03 по 25.04.1974 г. Психика: подавленное состояние, рассеянность, тревога, «в мыслительной деятельности у больного, кроме явных признаков затрудненности мышления, отмечается сниженность вторичных форм анализа и синтеза, нередко нарушенность ассоциативного процесса…» Диагнозы: циклотимия.
В 1980 закончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности «Русская литература» и продолжил образование в Свято-Владимирской православной духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия.
В 1988 в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип».
Известно, что в эмиграции Дворкин работал на радиостанциях «Голос Америки» и «Свобода», занимающихся антисоветской пропагандой. Президент России В. В. Путин говорил следующее о радиостанции «Свобода»: «Когда я работал в органах КГБ СССР, радио «Свобода» рассматривалось нами как подразделение ЦРУ США. Пропагандистское, правда. И это имело под собой определенные основания. Мало того, что оно финансировалось по каналам ЦРУ, но, фактически, занималось даже агентурной работой на территории бывшего СССР». [vi]
Как написано на сайте возглавляемого Дворкиным Центра, 31 декабря 1991 года он вернулся в Россию и был принят на работу в Отдел религиозного образования и катехизии Московской Патриархии. С 1993 года возглавляет Информационно-консультационный центр (с 2003 – Центр религиоведческих исследований) во имя сщмч. Иринея, епископа Лионского. Центр входит в Европейскую Федерацию Центров по изучению деструктивного сектантства (FECRIS) (Центр финансируется из-за рубежа). С 1993 по 1999 г. – профессор церковной истории Российского Православного университета. С 1999 по 2012 г. – профессор и заведующий кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Важно отметить, что в регистрационно-учётной базе данных Управления государственной аттестации научных и научно-педагогических работников при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки не имеется сведений о присуждении Дворкину А. Л. учёной степени доктора наук и о присуждении ему звания профессора. Сообщается документально и о том, что действующей Номенклатурой специальностей научных работников (размещена на сайте ВАК Минобрнауки России) научная специальность «сектоведение» не предусмотрена. [vii]
20 октября 2011 г. в журнале «Нескучный сад» вышла статья-интервью «Александр Дворкин: настоящий хиппи». [viii] Фрагмент: «А потом в отдел стали приходить родители, чьи дети попали в секту «Богородичный центр». Мне стало их жалко, я начал немного ими заниматься, потом решил провести однодневную конференцию про «Богородичный центр», на которой я впервые употребил термин «тоталитарная секта» – оказалось, до этого его никто не употреблял, но я об этом не знал. А после этого стали звонить журналисты и спрашивать меня про другие секты, и как-то неожиданно для себя я стал экспертом. Я понял, что эксперт – это не тот, кто что-то знает, а тот, у кого спрашивают».
В августе 2014 была опубликована экспертиза, выполненная по медицинским документам А. Л. Дворкина психиатрами Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. [ix] Экспертиза была проведена по обезличенным мед. документам (их копиям), для обеспечения непредвзятого отношения экспертов к исходному материалу.
Фрагменты заключения этой независимой заочной психиатрической экспертизы от института им. В. П. Сербского:
«Уровень ответственности, собранности, взвешенности, концентрации внимания у такого больного всегда значительно страдает, так как эмоциональный фон при подобных заболеваниях крайне неустойчив, и регулируется внутренними неконтролируемыми побуждениями».
«Однако, при наличии «светлых промежутков», а также в маниакальной фазе, он может выполнять временную работу, проявлять в ней фантазию, изощренность, формировать логические доводы и умозаключения, создавать собственные теории, зачастую легко опровергаемые, подчинять своему влиянию внушаемых личностей, вести какую-либо пропаганду и т.п. Его деятельность вряд ли будет подкреплена серьезной научной базой, основанной на длительных наблюдениях или требующей аналитических способностей. Это скорее будут поверхностные суждения, облекаемые в яркую «обложку» и подкрепляемые неадекватной по силе и модальности эмоциональной окраской».
«Таким образом, в плане политической деятельности исследуемый может осуществлять и быть инициатором стихийных акций протеста, руководить общественным движением по своему усмотрению, т.е. являясь его организатором и вдохновителем. Для государственной службы, работы в общественных организациях при госучреждениях больной непригоден в силу невозможности проявления должной степени ответственности, подчиняемости и исполнительности. Исследуемый наверняка не затруднится принять решение высокой важности, однако основано оно будет на его личных крайне субъективных взглядах…»
«Сколько-нибудь серьезная научная деятельность также не доступна исследуемому, однако не следует забывать о склонности больных такого круга к «изобретательству» и «реформированию», которое может выглядеть научно обоснованным для неподготовленной аудитории».
1 марта 2017 года депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам национальностей Рашкин В. Ф. обратился с депутатским запросом в ФСБ, Генпрокуратуру, МИД и Минюст о проверке деятельности гражданина США А. Дворкина (на сегодня у Дворкина есть и российское гражданство) на предмет экстремизма. [x]
Из интервью Рашкина В. Ф. каналу «Life.ru»: [xi]
«…Больше года я слежу за Дворкиным Александром Леонидовичем. Он возглавляет общественную организацию, которая работает с религиями, сектами, и называет себя специалистом. Но он гражданин Соединенных Штатов Америки. На мой взгляд, он выполняет заказ именно Америки, разжигая межнациональную и межрелигиозную войну, самую настоящую.
У нас президент был в Индии. Там тысячный митинг собрали индусы, протестуя против лжи, грязи и наветов на индусов, на религию индуистов. Понимаете? Они обратились к Путину защитить индусов и индийские диаспоры на территории Российской Федерации от этой клеветы. У нас уже собираются подписи против этого господина, который инициирует самую настоящую межрелигиозную войну…
Я патриот своей страны. Я считаю, что надо пресечь такие действия. Поэтому я обращаюсь в ФСБ, к прокурору, в МИД, я обратился и в Минюст в том числе, чтобы они проанализировали его деятельность, публикации, публичные выступления, его лекции на предмет экстремизма и разжигания межрелигиозной ненависти…
Поэтому я жду реакции. Я не хочу, чтобы наша страна теряла друзей на международной арене. Тем более в лице Индии. У них там полтора миллиарда граждан. И они хотят с нами дружить, хотят, чтобы торговля развивалась, чтобы мы обменивались культурными ценностями и были в одном блоке, как сейчас. Зачем же нам разжигать вот эту войну? Нам надо с такими странами дружить. Кстати, это политика и Президента и Правительства Российской Федерации. Пусть рассмотрят его деятельность, я очень буду на этом настаивать».
В результате этих запросов Дворкин А. Л. остался при всех своих должностях, в том числе и при Минюсте РФ. Пятая колонна крепка, четверть века она вживлялась в российскую государственность. Дворкину ещё предстояло судьбоносно поучаствовать в нашем деле, а следствию – судьбоносно его сфальсифицировать с использованием ненаучных идей-фантазий имеющего диагноз по психическому заболеванию изобретателя «сектоведения», представляющего РПЦ.
Определённый результат на сегодня достигнут – мы четвёртый год находимся в тюрьме, суды над нами продолжаются.
Создание прецедента, на мой взгляд, точно определено в отчётном докладе за 2020 г. Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае Денисова М. Г.: [xii]
«У каждого, кто внимательно следил за развитием ситуации вокруг общины Виссариона в последние два года, невольно возникало ощущение, что в основе столь масштабной работы силового блока (работали в основном иногородние офицеры – москвичи, новосибирцы) лежит волевое, «политическое» решение высоких должностных лиц – любой ценой найти, нарыть, накопать любой компромат на руководителей общины, достаточный для того, чтобы возбудить уголовное дело, посадить руководителей и ликвидировать саму организацию.
В результате сформирована глубоко порочная правоприменительная практика, которую теперь можно применить практически к любой религиозной организации на территории России. С 22 сентября 2020 года ни одна церковь, ни одна группа верующих на территории нашей страны, где собирается десятина и звучит проповедь о том, как правильно жить верующему, не может чувствовать себя в безопасности. Прецедент создан.
Вообще все мы сейчас являемся очевидцами грандиозного скандала. Усилиями нескольких высокопоставленных генералов российская государственная вероисповедная политика XXI века (до недавнего времени весьма мудрая и взвешенная) отброшена на 60 лет назад…»
Тогда, лет восемнадцать назад, после шоу на передаче «Принцип домино» я разговаривал в вестибюле Останкино со старым знакомым по музыкальной работе начала 90-ых. Приятель был выше среднего роста, черноволос, чернобород, как говорят, кавказской наружности и весом 120-130 кг. Дворкин, спускаясь по лестнице, увидел нас у выхода, и, почему-то пригнувшись, обежал нас стороной и юркнул на улицу…
С тех пор воочию я Дворкина не видел. Вот думаю, придёт ли он на наш суд, как эксперт-сектовед и свидетель обвинения, чтобы засвидетельствовать, как Виссарион ест курицу?..
Как уже упоминал, экспертом по нашему делу и свидетелем обвинения является ещё и Роман Силантьев, второй докладчик той знаменательной конференции представителей РПЦ и силовиков 16 октября 2020 года в Новосибирске. Так вот, из новостной строки этого года: «В интернете появился официальный ответ Минюста РФ о «комплексной деструктологической экспертизе» известного борца с сектами Романа Силантьева, который теперь стал ещё и борцом с внутренним экстремизмом». «Такая [комплексная деструктологическая] экспертиза как вид (род) не существует и не может быть включена в перечень [судебных экспертиз] по следующим причинам. Деструктология не является наукой, а также какой-либо областью техники, искусства или ремесла, а только такие понимаются законодательством Российской Федерации под специальными знаниями». [xiii]
Деструктология – это выдуманная Силантьевым, не признанная нигде (в том числе и в России) наука, опираясь на которую сектоборец основывает свои экспертные мнения, являясь при этом заместителем председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.
Ну вот, теперь в нашей стране, кроме «сектоведения», появилась ещё и «деструктология». И оба этих изобретателя новых «наук» являются экспертами и свидетелями обвинения по нашему двухсотсорокатомному делу.
«Деструктология? А почему бы не «деструктоведение»? Или почему не «сектология» вместо «сектоведения»? Тогда Дворкин был бы «сектологом», тоже заметно звучит.
Знаменитый сектовед РПЦ продолжает свою эксцентричную деятельность на каналах ГТРК (как эксперт-сектовед) и с докладами в духовных семинариях, православных центрах, перед студентами ВУЗов и курсантами института ФСБ. По классификации Дворкина, в 2022 году сект стало значительно больше – он отнёс к таковым не только кришнаитов (индуизм), определённые протестантские направления христианства, неоязычество, неошаманизм, псевдоправославие, псевдостарчество, но и психотренинги, инфоцыганство, гадания, целителей, экстрасенсов, астрологов… [xiv] Интересная картина: центральные каналы нередко делают передачи с участием известных астрологов и экстрасенсов и дают эфир эксперту-сектоведу (единственному в стране), который и тех и других определяет как сектантство.
В 2022 году в Белгороде на встрече Дворкина с семинаристами при обсуждении книги губернатора Белгородской области Евгения Савченко «Потрясение» сектовед сделал заключение об этой книге – «стандартный набор сектантских маркеров». [xv]
На сайте Информационно-консультационного центра Св. Иринея Лионского есть статья об общине Виссариона от 10.07.23 «В Красноярском крае снесли строения ”Церкви последнего завета”». [xvi] Из этой статьи можно узнать: «В Курагинском районе Красноярского края по требованию прокуратуры демонтировали последние строения «Церкви последнего завета». Бред какой-то. Религиозный деятель не может не знать, что к церковным строениям относятся храмы, часовни, молитвенные дома, места проведения духовных таинств. Не было и не могло быть требования прокуратуры демонтировать (разрушить) церковные строения, где верующие люди возносят молитвы Всевышнему, единственному у всех религий и народов. Получается, Дворкин констатировал или повторил чью-то констатацию разрушения по требованию прокурора последних храмов, молитвенных домов духовной общины?! Что это, собственный экстремизм или кем-то подсказанная и поддерживаемая идея?
Верующие же люди в общине как возносили молитвы свои Отцу Небесному, Отцу Любви и Света, и укреплялись Духом в храмах и часовнях, построенных своими руками, так и продолжают творить мир во Славу Отца Любящего. Несмотря на сектоведческие чудачества, напоминающие бесовщину и экстремизм, что в сути одно и то же.
Вадим редькин
29.10.2023
Ссылки:
[i] Конференция Новосибирской епархии для представителей силовых ведомств и военнослужащих Сибирского федерального округа. 16.10.2020 (Дата обращения: 30.10.2023).
[ii] А. Л. Дворкин «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования». Глава 19. Секта Виссариона – “Община единой веры” – “Церковь последнего завета”. (Дата обращения: 30.10.2023).
[iii] Рецензия на книгу А.Л.Дворкина «Сектоведение» профессора М.Н.Кузнецова. Октябрь, 2009. (Дата обращения: 30.10.2023).
[iv] «Сектоведам не стоит ожидать поддержки Русской Православной Церкви». 12 авг. 2014. Сетевое издание INFOX.ru. (Дата обращения: 30.10.2023).
[v] Биография А.Л. Дворкина на официальном сайте Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. (Дата обращения: 30.10.2023).
[vi] «Сектоведа Александра Дворкина заподозрили в связях с ЦРУ». ИА Атмосфера, 20.06.2014. (Дата обращения: 30.10.2023).
[vii] Фильм «Александр Дворкин: липовый профессор». 18 июня 2016 г. (Дата обращения: 30.10.2023).
[viii] «Александр Дворкин: настоящий хиппи». Журнал «Нескучный Сад». 20.10.11. (Дата обращения: 30.10.2023).
[ix] Александр Леонидович Дворкин: Свидетельства об умственных расстройствах.(Дата обращения: 30.10.2023).
[x] В.Ф. Рашкин: «Разжигающие ненависть действия «сектоведа» Дворкина необходимо срочно пресечь». Пресс-служба МГК КПРФ. 2017-12-12. (Дата обращения: 30.10.2023).
[xi] Депутат Рашкин: «Дворкин разжигает межнациональную войну». Интервью каналу «Life.ru». 5 марта 2017 г. (Дата обращения: 30.10.2023).
[xii] Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае «О проблемах реализации прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2020». Приложение 8. «Размышления о Курагинских арестах». Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае. (Дата обращения: 30.10.2023).
[xiii] Минюст назвал ненаучной «деструктологическую экспертизу» по делу Беркович. ИА РВК, 30.06.2023. (Дата обращения: 30.10.2023).
[xiv] А. Дворкин. “Слово на открытие работы секции и обзор событий в сектантском мире за прошедший год”. 26 янв. 2023 г. (Дата обращения: 31.10.2023).
[xv] Александр Дворкин: «Потрясение» Савченко — типичный набор сектантских маркеров. 28 апреля 2022. (Дата обращения: 31.10.2023).
[xvi] В Красноярском крае снесли строения «Церкви последнего завета». 10.07.23. (Дата обращения: 31.10.2023).