Есть ли отрицательное влияние Учения на психологическое здоровье люде?

Попытка человека дать оценку происходящим явлениям, которых он не знает, а только лишь видит по каким-то внешним признакам, влечёт, конечно же, великое множество ложных понятий. Виссарион (от Вадима Ч.6:.4.8.)

Согласитесь, что каждый из нас определенное явление в жизни может увидеть и оценить по-разному в зависимости от жизненного опыта, понятий и склонности видеть во всем более-менее  позитивное или негативное. Но, чтобы понять в этом случае друг друга, видимо, хорошо бы уточнить основание тех или иных выводов и характер пониманий каждой из сторон. Это ведь разумно? Не уточняя друг у друга нельзя сказать точно, что имелось в виду, в тех или иных обстоятельствах или высказываниях, а лишь сделать предположение об этом. Естественно, что нежелание понять рождает, как следствие, и ложные образы.

Любая судебная экспертиза должна вроде быть объективной и ответить, в конечном итоге, на те вопросы, которые поставил перед экспертом следователь касательно наличия каких-либо действий, определенных законом как нарушение. И эксперт, не проживая, а лишь исследуя представленные материалы, является для суда весьма объективным мерилом при оценке тех или иных явлений.

Я не психолог, но исследуя по своему разумению психолого-религоведческую экспертизу по Церкви Последнего Завета, увидел разницу между своим пониманием Учения и тех ситуаций, рассмотренных в экспертизе, и выводами её автора об этом. На все поставленные следователем вопросы о наличии определенных негативных явлений в Учении и жизни Общины автор экспертизы ответил утвердительно, но в объективности его выводов я усомнился. Простите меня за такую оценку его труда. Являясь частью Общины, я могу ошибаться, поскольку, по логике эксперта, получается, я также являюсь жертвой психологического насилия и могу быть весьма неадекватным по меркам современной психологии, но что-то внутри меня подсказывает, что об этом стоит порассуждать. Я также отмечаю, что не хочу здесь уличить автора экспертизы в его качествах видеть во всем негативное, ибо понимаю, что его выводы сопоставимы с нормами современного общества и, возможно, на этом и строится объективность его исследования. 

Целью же моего маленького исследования является желание показать, действительно ли Учение Виссариона отрицательно влияет на психологическое здоровье людей или это не так.

Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать                                                 

Человек, в познании и поиске себя и смысла существования всегда ищет ту опору, то миропонимание, которое близко ему по духу, и, естественно, пытается по своему разумению ему следовать. Государство, та среда, в которой мы обыденно вырастаем, не дает ответов на все вопросы жизни и многие люди бросают свой взор туда, где можно их найти. Религия – одно из средств познания себя и, конечно, она меняет мировоззрение человека и его жизненные ориентиры. Каждая Вера предлагает не только свои особые ритуалы, но и Учение для самовоспитания качеств, необходимых для внутреннего роста. Все религии мира похожи в этом, и, уважая веру верующего, не отмечая истинность какой-либо из них, я буду писать о своей Вере – Учении Виссариона. На мой взгляд каждый человек выбирает и находит то, до чего дозрел, что ему откликается в сердце. Вот так и я попал в такую среду, где, неважно было, как себя называл её основатель, кем он был и на кого похож. Я его не видел, но на одном дыхании прочитал его Слово и принял его суть. И так, попытаюсь через вопросы кратко осветить те важные, на мой взгляд, понятия, которые запечатлены в Учении.

Кем называет себя основатель Учения – Учитель Виссарион?

 А утром в интервью журналист спросил: “Кто Вы?” “Я есть То, о Чём говорю”, – ответил Учитель. (Вад.Ч5.6:23,24)

Я есть тот, кто Я есть. Я — живое Слово Бога. Мысли Бога Я возвещаю человеку”. Виссарион. (Вад.Ч8.31:51)                                                                       

Если люди видят, что Я говорю, они понимают, кто Я. Если они не видят, что Я говорю, то говорить обо Мне бессмысленно. Виссарион. (Вад.Ч4.23:60,61)

Я есть Писание Живое, и тот, кто прибавит к Моему или убавит от Моего, тот не есть Мой ученик и не имеет общего со Мной. Виссарион. (Вад.Ч5.4:79)

Что предлагает людям Учитель Виссарион?

Один и тот же закон. Это то, что вы сейчас будете постигать: Веру, все законы, правила, заповеди. То есть весь комплекс того, что Мне приходится оговаривать, это всё один и тот же закон — закон взаимоотношения друг с другом. Здесь не важен, не ставится возраст: закон один у всех. Виссарион. (Вад.Ч8.46:18)

Отвечая на ваши вопросы, Я буду помогать вам формировать то отношение, которое должно быть у вас к окружающим явлениям.» Виссарион. (Вад.Ч6.4:4)  

 Закон развития человека заключается в вашем отношении к тому, что происходит вокруг, именно в вашем отношении, — когда вы прежде внутри делаете решение, а потом внешне воплощаете это решение и делаете его видимым. Виссарион. (Вад.Ч8.49:53)

У вас внутри сразу возникает определённое отношение к действию. Вот в нём заключён настоящий закон вашего развития. Насколько вы чисты в своих мыслях, насколько вы чисты в своих внутренних реакциях — вот там надо начинать, что вы есть на этой Земле, на кого вы похожи. А не внешне это всё будет определяться.

И вот за это внутреннее вам сейчас предстоит взяться серьёзно. Виссарион. (Вад.Ч8.49:58,59)

Что означает для уверовавших путь постижения закона взаимоотношения друг с другом?

Путь Учения – это путь изменения себя. Истинный духовный Путь не призывает, чтоб вы изменяли окружающих. Виссарион. (Вад.Ч21.24:27)

О чем предупреждает Учитель ступивших на этот путь? 

Но Путь, на который встали вы, – это Путь, где нельзя научить вас быть верующим. Нельзя человека научить быть святым, научить Вере Священной. Потому что это всё проявляется от зрелости. Чем более зрелая душа человека, тем больше он проявляет то, что этой более созревшей душе присуще. Виссарион. (Вад.Ч18.27:24)

Но какова Моя прелесть, если Я говорю: “Пойдёте за Мной – это будет самое трудное в жизни, что вы когда-либо испытывали. Ибо Я заставлю вас поменять себя полностью. А этого вы боитесь и не хотите”. Виссарион. (Вад.Ч7.23:23)

Насильно нельзя помочь развиваться человеку. На самом деле каждый человек для своего развития уже имеет всё необходимое. И здесь уже всё зависит от того, насколько он действительно хочет этого развития. Виссарион. (Вад.Ч8.47:45)

Сама жизнь – вот где школа. И то, как вы друг к другу подошли, что вы друг о друге подумали, как вы попытались говорить друг с другом, – вот это и есть законы духовного развития самые главные. А не просто выкрики о любви к Богу, но минуя эти особенности ваших взаимоотношений. Виссарион. (Вад.Ч19.12:177)

Довериться простому – это великое чудо. Стать простым, стать наивным, но твёрдым и смелым в своих решениях и действиях, искренним в своих поступках, – этому будет учить Вера. Виссарион. (Вад.Ч5.20:12,13)

Получаться может только у того, кто хочет. Виссарион. (Вад.Ч5.7:29)

Каков итог или какова суть этого пути?

Я же говорил вам, что вся соль происходящих ныне событий – научить вас самостоятельности… Виссарион. (Вад.Ч7.20:52)

Учитель приходит сделать вас самостоятельными и не зависимыми от глупости других. Виссарион. (Вад.Ч5.2:69)

Все ли способны идти по этому пути?

Среди верующих очень много тех, кто в какой-то мере и почувствовали, что они готовы, но не все они созрели полноценно воспринимать. И конечно же, сейчас в этих условиях, которые Я буду создавать, они быстро ринутся вместе со всеми, но очень скоро наткнутся на нечто, связанное с тем, что они в чём-то ещё не дозрели. Им предстоит отойти, их будет немало. Виссарион. (Вад.Ч8.46:125)

Почему некоторые люди будут отходить от этого пути?

Духовно человек восходить может, когда к этому созревает. Когда созревает, у него возникает заинтересованность, он её начинает проявлять. Вот тогда вы делитесь.

 Заинтересованность не проявляется – он не готов нести эту повышенную ответственность, ему её нельзя брать. Пусть делает то, что чуть ниже, своё. Не тяните его туда, выше. Виссарион. (Вад.Ч20.30:81,82)

А происходящие события позволят тем не менее активно проявляться негативным вашим сторонам. И конечно же, если в этих условиях, когда обстоятельства будут помогать активно выходить негативным вашим качествам, вы не станете прилагать то, что Я сейчас вам показал, вы очень быстро придёте к очень тяжёлым психологическим состояниям. Тогда решать многое будет очень сложно. Виссарион. (Вад.Ч10.25:48,49)

Самое большое испытание для человека – это узнать себя. Виссарион. (Вад.Ч4.39:108)

Что является главной сложностью на пути?

….. смирение должно было уравнять то, что от природы вы сделали своими усилиями извращённым до предела, который уже граничит со смертью. А это — гордыня, то, что человек в себе взрастил.

Он аккуратно это поливал из леечки, регулярно. Ему нравилось поливать. Он сам придумывал идеологию, которая будет позволять ему хранить это внутри. Ведь самое прекрасное хранилище в этом случае — это когда сам человек заинтересован хранить это существо. Он, мало того, не борется с ним — он ещё и заинтересованно хранит его внутри.

А развивать вы начинали это с самого детства, с самых первых минут, когда где-нибудь в детском садике начинались игры и начинались соревнования. И вот так повсеместно в течение всей жизни человек развивал то, что убивало его, он это хранил.

А когда кто-то пробовал это тронуть со стороны, вы дружно громко кричали: “Зачем ты лезешь в мою душу?!” И вы создавали очень много новых терминологий, ложных понятий чести, запрещающих ближнему коснуться вашего внутреннего мира… Виссарион. (Вад.Ч8.49:9-13)

И было очень важно, чтобы вы были чужими. Ведь когда вы чужие друг перед другом, вы будете бояться сказать друг другу многое, вы не сможете сделать друг другу подсказки. Вы будете бояться этого. Вы будете бояться подсказать, и вы будете бояться, чтобы вам подсказывали. И страх будет заставлять вас закрывать друг от друга двери своего сердца.

Тем более, как только вы попробуете открыть, вас ударят. И конечно же, голова обязательно вам скажет: “Что ж ты делаешь? Да разве можно так открывать перед кем-то двери своего сердца? Ведь там так грубы, там быстро ударят”. И вы приходите к этому мнению, говорите: “Конечно, что это я? Надо быть осторожными”.

А значит, надо быть подозрительными. Ведь осторожный человек уже подозревает. Он уже подозревает, что возможен удар. И двери дома не открываются. Виссарион.

(Вад.Ч8.49:20-22)

Какие в этих условиях правильные усилия должен приложить верующий ?

Главное – это заглянуть внутрь себя и увидеть всё лишнее, что вам мешает, и от него избавиться.  Виссарион. (Вад.Ч5.31:26,27)

Что станет показателем того, над чем придется работать ?

Так вот, часто действия человека зависят от его реакции и часто подчиняются реакциям. Если он реагирует негативно на что-то, он начинает говорить, к примеру, негативные фразы, осуждать, ругать, и вы должны научиться прерывать эту зависимость, разрывать ее. Виссарион. (Вад.Ч13.41:37)

Ваша реакция — это ваши понятия. И чем больше ложных понятий, тем более сложная реакция возникает внутри, тем сложнее преодолеть препятствия, возникающие на пути. И начинаются горести, слёзы, срывы.. Виссарион. (Вад.Ч6.4:4-9)

Что значит изменить негативные реакции на положительные ? 

Это то духовное отношение ко всему правильное, оно очень важно. Поэтому надо в себе начать сейчас корректировать очень многое и женщинам, и мужчинам. Виссарион. (Вад.Ч9.1:273) 

Ваша главная задача — выстроить свое правильное отношение к окружающим вас людям. Это самая важная задача. У них много требований к вам, а у вас много требований к ним, и вы это ощущаете и боитесь к ним пойти навстречу. Виссарион. (Вад.Ч12.17:118)

Будьте внимательны! Правильное отношение к реальности — это очень важно для начала, чтобы потом уже учиться рассматривать глубины истин, связанных с этой реальностью. Надо очень правильно это уже воспринимать с самого начала, благосклонно ко многому относиться, разрешить этому быть. Виссарион.(Вад.Ч10.33:92)

Если вы чувствуете себя угнетённым, на грани какого-то раздражения, что вы готовы сейчас сорваться, — это неправильное отношение к усталости. Должно быть именно удовлетворение. Виссарион. (Вад.Ч8.8:107)

Я упоминаю то, что действительно надо знать, но теперь к этому надо проявить правильное отношение. Неправильное отношение сделает неправильные привязанности. Неправильная привязанность будет рождать у вас внутри определённые информационные установки, которые начнут блокировать ваше духовное развитие. Вы не сможете потом продвинуться в нужном направлении. Виссарион. Виссарион. (Вад.Ч10.50:93)

Если человек в очередной раз преодолевает негативную тягу к чему-то противозаконному и трудом своим праведным вырабатывает уже тягу положительную, то прежняя негативная информация полностью меняется, условно говоря, с минуса на плюс. Негативное просто перестаёт существовать. Вот почему «вера без дел мертва»! Виссарион. (Вад.Ч17.10:115, 116) 

Во всём обязательно есть положительное, если вы ищете его. А те, кто ищет боль, в том же самом найдут только негативное. Так что ваше счастье зависит исключительно от того, что именно вы ищете. Виссарион. (Вад.Ч17.11:79,80)

Чтобы вы не забывали призыва, который однажды делался в далёкой древности, потом Я повторял его на первых проповедях и ещё раз хотел бы напомнить: любите врагов своих, благословляйте тех, кто вас проклинает, и торопитесь сотворить благо тем, кто вас ненавидит и гонит вас. Виссарион. (Вад.Ч10.25:71)

Каков процесс видоизменения отношения и формирование правильной реакции ?

Быть предрасположенным к какому-то новому шагу – это значит полученную информацию превратить в некую программу и наложить на своё физическое, психофизическое тело.

Для этого полученную информацию вы начинаете превращать в своём воображении в образы, посвящая этому час, два, три, десять, двадцать часов – сколько потребуется, до тех пор пока не почувствуете, что внутри вы начинаете реагировать правильно на тот или иной образ, который вызывается вашими усилиями.

Вы должны создавать разные ситуации внутри себя и учиться реагировать не так, как вы интуитивно хотите отреагировать. Ибо когда более точно вы начнёте создавать сложные ситуации внутри себя, у вас начнёт просыпаться естественная реакция; вы должны её остановить и отреагировать так, как Я вас учу.

Повторяйте это внутри себя столько раз, пока на возникающий образ вы уже естественно не начнёте откликаться согласно Истине.

Эта минута будет означать, что вы предрасположены преодолеть эту преграду правильно. Потом можете отложить это в дальний ящик. И как только эта ситуация случится, вы отреагируете правильно независимо от того, помните вы эту информацию или не помните. Она станет вашим естеством. Виссарион. (Вад.Ч7.24:66-70)

Что способно сблизить людей друг с другом ? 

Один из главных законов вашего жития — никогда не создавать тень в общении друг с другом. Виссарион (Вад.Ч8.2:135)

У вас скорлупы просто не должно быть друг перед другом. Когда вы открываетесь друг перед другом, у вас открывается то, что способно без искажения, правильно всё воспринимать. А эти искусственные дырки как раз вынуждают вас воспринимать всё в большом искажении. Виссарион. (Вад.Ч8.8:165)

Будьте открыты всегда, во всём. Никогда не бойтесь обидеть друг друга прямыми словами, не должно бояться того. Ибо обида – это та мозоль, которую должен узреть имеющий её, а узрев, он же должен её и очистить, он же должен её и срезать. И ежели вы будете ходить, яко по стеночке, боясь задеть мозоль ближнего, то как же он узнает о ней? Будьте искренними, будьте простыми, наивными, идите открыто вперёд. Виссарион. (Вад.Ч4.10:7-13) 

Тут Я тогда уж, затронув эту тему, хотел бы упомянуть один момент, ещё один нюанс – что нормальное развитие человечества произойдёт тогда, когда поле сознания будет одно у всех.

Это возможно только в одном случае – доверие, полное доверие друг другу. Когда никто из этих людей не боится своих ближних, никого. Он должен полностью доверять, как своей семье, как самым родным.

Тогда поле его сознания освобождается от многих защитных оболочек и соединяется с полем сознания других людей. И где бы люди на Земле ни жили, они будут жить одной Семьёй, как один организм. Что бы где ни произошло – все будут знать, поле сознания одно. Вот тогда только опять можно говорить о начале нормального развития.  Виссарион. (Вад.Ч22.26:123-12)

Нельзя навязывать ближнему то, что вам дорого. Надо лишь подсказать или рассказать тогда, когда человек этого хочет. А дальше ваше доброе сердце всё должно сделать само. Ибо если вы исполняете Волю Бога, вы устремитесь дарить свои сердца ближним, не требуя от них ничего… Виссарион. (Вад.Ч7.16:12)

Что для верующего будет являться критерием правильности его шагов ?

Вечером в разговоре с Вадимом Учитель сказал: “Искренность ваших поступков определяет правильность вашего шага.

Искренность же сия проявляется всегда на основе имеющегося внутреннего мира человека. Виссарион. (Вад.Ч4.44:105-108)

Искренность человека – это его суд. Виссарион. (Вад.Ч5.7:8)

Вот именно как оцените правильным – это и есть то, что от вас ожидается. Сделайте это искренне. Это самый правильный сегодня шаг. Завтра вы оцените эту ситуацию, пойдёте дальше. Но сегодня-то это именно так будет для вас правильным. Виссарион. (Вад.Ч18.21:305)

Голос собственного сердца вы можете воспринимать как истину, ибо для вас это будет самый правильный шаг…Отец позволяет вам двигаться, слушая своё сердце. Виссарион. (Вад.Ч6.12:71,72)

Какие шаги могут быть ошибочными на этом пути ?

Иди так, как будешь видеть, а не так, как говорят другие” Виссарион. (Вад.Ч4.39:51,52)

А как делают ближние – делают так, как умеют. Для вас ответ прост: как умеют, так делают. Но если вы специально будете повторять делать то, что они делают, то вы проявите свою глупость и невежество, – если специально вы делаете так, хотя уже понимаете, что это неправильно.

Поэтому и торопитесь внимательней, правильней оценивать; и тогда выстоите, тогда поведёте. Нельзя поддаваться массовости, вы не должны двигаться по зову стада.

Каждый из вас индивидуален, обладает уникальностью своей неповторимой и должен отвечать за свои собственные шаги, а не говорить: “Они пошли, и я пошёл”. Пошли они – ну и ладно. А если ты пошёл, зная, что неправильно было – это большое несчастье, за это и спрос будет соответствующий.

Стадом ходят те, кто ещё боится познавать свою индивидуальную особенность, которой наделил его Бог. Они боятся, поэтому торопятся смотреть, как делают вокруг. А раз торопятся смотреть и от этого зависят, то они становятся частичками стада себе подобных, и тогда бродят огромной массой, думая, что, если все вместе делают, значит, это более верное действие, если их так много. Виссарион. (Вад.Ч9.64:45-48)

Когда ты сам увидишь ошибку в действии своём, лишь только тогда ты сможешь её исправить, но не ранее.

Даже если всё человечество укажет тебе на ошибку твою, но ты её не видишь, – поступи так, как будешь считать нужным”, – сказал Виссарион мальчику из Иваново, пришедшему вместе с мамой, обеспокоенной тем, что слишком многие знакомые, считавшие мальчика контактирующим с внеземным миром, давали ему категоричные советы. Виссарион. (Вад.Ч4.2:79)

Как в отношениях между людьми проявляется закон что посеешь то и пожнешь?

Вы все равны здесь, и указывать пальцем друг на друга, кто из вас более хороший, менее хороший, — это дело нечистоплотное, это удел невежества. Надо видеть хорошее в каждом и верить друг в друга надо.

И, веруя друг в друга, укрепите веру в себя. Да и вера в себя правильно сможет быть только тогда, когда вы верите в людей. Вера в свои хорошие качества у вас получится только в одном случае, когда вы поверите в хорошее в других.

И до тех пор, пока вы какие-то качества ругаете, не признаете в ближних, эти качества будут поруганы и не признаны в вас. И сами в себе вы никак не сможете это правильно увидеть, это будет невозможно.

Ваша психология выстроена таким образом, что только через ближних вы сможете обогатиться. Когда вы устремитесь богатства отдать ближним безмерно, эти богатства у вас будут нормально расти. Но никак не по-другому.  Виссарион. (Вад.Ч13.17:52-55)

Если кто-то что-то делает, он делает правильно. Если человек делает, он делает так, как умеет. Это его правда, она нормальная, для него она допустима. Вам надо отнестись к этому с пониманием. Это его правда.

Если у вас отличается видение, это уже ваша правда, и вы имеете право делать так, как видите. Но ему-то позвольте делать так, как он видит. А если вы перечёркиваете его способности сделать то, что он может, тогда почему вы думаете, что вам кто-то должен позволить сделать то, что видите вы.

Значит, вы, перечёркивая его возможности, включаете механизмы, которые должны привести к тому, что кто-то будет перечёркивать ваши действия. Всё, вы включите войну.

То есть всё будет блокироваться, вы будете встречать тех, кто будет не давать вам высказаться, унижать вас и не давать вам, по сути, проявить свои жизненные, естественные возможности. Это неправильно. Это будет означать – не давать друг другу жить. Но тогда никакой гармонии, естественно, не будет. Виссарион. (Вад.Ч19.30:270-273)

 Это довольно кратенькая подборка, которая может отвечать на некоторые важные вопросы, возникающие у людей, хотя Учение Виссариона очень широко раскрывает горизонты развития человека, грани верующих и их взаимоотношений. 

Параллели 

Если люди вместе собираются по Вере, то невольно возникает множество разнообразных организационных вопросов, касающихся их совместного жития. С этим сталкивается любое религиозное движение или организация. Вполне разумно и обозначаются, в этом случае, кроме духовных правил и определенные правила взаимодействия между её членами. Поскольку добровольно приходящие из мира люди не всегда соответствуют требованиям или заповедям Веры, то правила могут нести и обязательные требования к их поведению для поддержания соответствующего внутреннего порядка. Это вполне закономерно и жизненно необходимо.  Для примера я взял Устав православного монастыря “Крестовая пустынь” и выписал некоторые положения. Православие в соответствии с законодательством России также является религиозным объединением.

“Распоряжения Наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.

Никто не должен без благословения старших брать себе в келию какую- либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения — есть кража.

Монашествующим не должно заводить в келии лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой келии служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения святых отцов. Келия монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в ней. Келия должна быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь место в келии.

Монашествующим и послушникам запрещается чаепитие и трапеза в келии, а также приношение съестных продуктов в келию.

Братии запрещается иметь в келиях магнитофоны, фотоаппараты, холодильники, музыкальные инструменты.

Неприлично монашествующим или послушникам громко разговаривать, смеяться и держать себя вольно.

Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должно даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещается, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.”

“Для духовного познания и возрастания каждый монашествующий должен ежедневно, как правило, прочитывать с большим вниманием несколько глав Священного Писания, а также прилежно читать творения святых отцов и другую душеполезную литературу, находя в ней духовную пищу, утешение.

Без духовника монашествующий не должен ничего предпринимать в духовном деле спасения по своей только мысли и воле; например, налагать на себя пост сверх положенного Уставом или что-то другое, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению”.

“Брат, нарушающий монастырскую дисциплину, может подвергнуться духовному взысканию через наложение епитимий, на которую надо смотреть не как на карающий бич, а как на необходимое врачевство, исцеляющее духовные болезни и немощи”.

“Каждому согрешившему дается епитимия сообразно его духовному устроению и его немощи. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прощения должны носить разнообразный характер: «Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных», — говорит преподобный Исаак Сирин.

В качестве исправления могут быть употреблены следующие меры: удаление от братской трапезы на один или несколько дней; пост всю неделю; перевод с одного послушания на другое, более трудное; поставление на поклоны; отлучение на определенный срок от причащения Святых Христовых Тайн; снятие клобука и рясы; перевод из келии в другую, менее удобную, а также другие, какие сочтет необходимым применить Наместник”.

“Монахи, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, пороча Святую Церковь и свою обитель, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий удаляются из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.”

У нас, в Общине Виссариона, среди верующих также присутствуют правила взаимодействия между собой в повседневной жизни, где есть институт старших и ответственных, а духовные вопросы – это подсказки Учителя и то, здесь каждый поступает по своему разумению и его ответственность лишь в том, до чего он дозрел в понимании. Он не несет ответственности за то, что понимают другие. Отсюда важна самостоятельность шагов и невозможность судить друг друга, а лишь желание принять и приходить к единому пониманию. Для меня странно, почему автор экспертизы подтвердил предположения следственных органов о нарушениях в Общине и применил для своего исследования сравнение нашей жизни только с одним, контролирующе/диструктивным методом влияния, где Учение, её Основатель добивается от своих последователей полной утраты какой-либо самостоятельности и слепого подчинения. Обозначенные цитаты и их толкование вовсе не соответствуют тем пониманиям и значениям, принятым среди верующих, а те проблемы, которые записаны были в личных записях верующих для работы над собой, своим изменением, рассматривались как исповедь доведенных до отчаянья и депрессии людей при использовании различного рода манипуляций для индуцирования собственной вины и подавления сомнения и критического мышления.  Но если применить метод аналогии, то, очень многое из приведенного примера положений Устава православного монастыря можно также применить для уличения в каких-либо нарушениях свобод и прав граждан. Здесь и иерархия, контроль над сознанием и уничижение, много запретов и соответствующих наказаний. Я пытаюсь в данном случае не осудить все это, я лишь показываю тот же подход в исследовании, который применил эксперт в нашем случае. 

Мне кажется, что, люди, которые живут обыденной жизнью, не всегда могут понять то явление, которое мы называем Вера, ибо чтобы это понять, нужно погрузиться в это. Чтобы говорить, что яблоко кислое нужно его попробовать. Может, мы и одинаково обозначаем болезнь, но мне явно теперь понятно, что причины и способы лечения видим по-разному.

Откуда ноги растут                                               

Нельзя отрицать очевидное, что общество, в котором я вырос и в котором проживает большинство человечества, развивается на основе соревнования и утверждения собственной значимости, где каждый стремится к личной выгоде. Поэтому выживают в этом мире благодаря развитой физической силе, уму, деньгам и хитрости. И видится, что в этой системе относительно психологического состояния людей есть свои проблемы. Многие, а может быть и большинство, в силу своей неспособности, отсутствия определенных возможностей претерпевают боль, стрессы, депрессии, разного рода болезни и не в состоянии участвовать в этой гонке. Разумно тогда предположить, что часть людей задумывается над этим и ищет варианты,   где присутствуют иные ценности и возможность выстраивать между людьми другие отношения. И следует отметить, что этот поиск идёт как среди тех, кто достиг определенного успеха, но не нашел удовлетворения, так и среди тех, кто познал боль утрат и разочарований и не смог приспособиться к той жизни. Государство, следственные органы в некоторых случаях вполне могут ошибаться, не понимая процессов религиозного движения, оценивая многие их проявления с позиции норм социального общества потребления, где понятия развития связаны в большей степени с карьерой и материальными достижениями, а не с духовностью. Где больше в почете и ценится уровень занимаемого положения, а не простота общения, доброта и дружелюбие. Представьте, какой в таком обществе страх потери этих ценностей. Видимо, в этом случае, сложно говорить о наличии там у людей психологического здоровья, причем, как и у тех, кто достигает успеха, постоянно поддерживая своё статус-кво и неся бремя своих достижений, так и у тех, кто страдает в их отсутствии. 

Далее, трогая тему психологии здоровья нужно особо отметить, что люди, которые приходят в те или иные религиозные движения, общины, эко-поселения и другие такого рода общества имеют одну и ту же болезнь. Она связана с воспитанием в той среде, откуда они пришли, но никак не с тем, что они приобретают здесь. Поэтому, когда говорят о каких-то негативных явлениях, проявленных в жизни верующих, нужно понимать, что корень таких проблем, как правило, родился не в этой среде, а в той из которой они пришли, а здесь он проявился. И задача верующих пытаться изменить себя и своим правильным отношением принять такую ситуацию и довести восприятие до положительной реакции на неё. Таких уроков очень много в жизни верующих, очень много, и не все способны их разрешить. Представьте, что собрались люди сделать что-то  единое, но они с разным житейским опытом, уровнем развития, где часть из них приходит с достатком, другие нет, одни с умением рук, другие без такового, одни с хорошим здоровьем, другие немощны. И вот интересы столкнулись и тут важно одним не лопнуть от жадности, другим от зависти, третьим от самолюбия и высокомерия. И здесь важно правильно поступить вопреки своей слабости. В этом и суть развития и изменения верующих, и, в итоге, так может выстроиться иное, более здоровое общество.                                                       

Итоги

Мне не хотелось разбирать экспертизу на части, как если бы был неким оппонентом. Мне хочется, чтобы читающие сами оценили тот уровень психологического здоровья, которым может обладать верующий человек, хотя бы исследуя те цитаты из Учения, которые я здесь применил. А из этого и будет видно, несет ли Учение негативный характер в этом вопросе или нет.  

В экспертизе, в части определение понятий, автор для исследования применяет 5 компонентов, из которых состоит современная модель психологического здоровья.       

1. Аксиологический компонент (самоотношение) предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих людей вне зависимости их пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Человек полностью принимает, как самого себя, так и окружающих его людей. 

2. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Другими словами, умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, а также проявлять свои чувства без причинения вреда другим, умение осознавать причины и последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивоционный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.

4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Человек находится в постоянном саморазвитии и способствует развитию других людей.

5. Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально-культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми.

На основании данной модели, психологическое здоровье принято оценивать по следующим основным параметрам:

  • самоощущение (в норме – позитивный эмоциональный фон настроения);             
  • уровень развития рефлексии (в норме – достаточно высокий уровень);
  • ориентация на саморазвитие (в норме – наличие хобби, общения с друзьями,   формирование новых умений, например , изучение иностранного языка);   
  • прохождение возрастных кризисов (в норме – успешное);
  • адаптированность к социуму (в норме – умение приспособляться к изменяющимся социальным условиям). 

Таким образом, ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК: не испытывает страхов, когда для этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; продуктивно взаимодействует с окружающими его людьми; предпочитает мыслить самостоятельно. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПРОБЛЕМНЫЙ ЧЕЛОВЕК  мало  разумен; склонен к враждебности; не защищен от ударов жизни и не имеет достаточно инструментария, чтобы справляться с жизненными проблемами.

Видимо мне придется дополнить и закончить этот отрывок из экспертизы своим маленьким откровением, дабы на этом примере вы могли бы сами понять и оценить то внутреннее состояние, что в данном случае лично меня сподвигло ступить на путь Веры.

Так получилось, что, пребывая с родителями, судьба мне подарила счастливое детство и юность. Я вырос в окружении женской любви и тепла от матери и бабушки. Эта атмосфера особых состояний и явилась моим главным поиском в жизни. Для меня это был критерий правильных отношений и счастья, и я пытался находить это в повседневной жизни. Философия обыденной жизни, в которой протекала жизнь, имела определенные нравственные принципы, но они не давали и не раскрывали полноту отношений между людьми. Первое, что во мне отозвалось в этом плане – это Новый Завет. Так впервые, лет в 26 я узнал, что есть Истина любви и Слово Бога. Уже тогда мне виделось, что христианство разделено. В городке на Украине где я вырос, православный и католический храмы стояли рядом и, было странным, что люди веруют в одно, и тоже, но называют себя по-разному. Почти 15 лет перед приездом в Общину я трудился и жил на севере. Работая последнее время в руководстве коммерческого банка, мне приходилось часто бывать в Москве. Там однажды в 1994г. мне попалась книга Слово Виссариона. Прочитал буквально залпом и был под большим впечатлением. Наконец нашлось то, что отозвалось в сердце как давно желанное. Жизнь изменилась, ибо взгляд на реальность стал другим. Сложно уже было делать то, чем занимался. Появилась как бы тоска по тому месту, где я не был, но куда предстояло уехать. Еще год довелось поработать, поездить по миру и посмотреть, как там живут и в 1995г. я уже переехал в Общину. Довольно интересное впечатление было от людей, которые собрались в Общине. Казалось, Отец Небесный вытянул их из другой эпохи, их всегда можно было узнать, даже увидев в первый раз. Но мало было приехать сюда, нужно было теперь налаживать новую жизнь. Первая, на мой взгляд, сложность проявилась в вопросах взаимодействия. Эти вопросы, и, порой весьма простые, решались на собраниях очень долго. Проявилось и нетерпение, и неуважение мнения других. Это порождало и вопросы Учителю и определенные правила. Со временем мы стали понимать и решать эти вопросы более организованно. В этих условиях мне пришлось и себя увидеть не с лучшей стороны. Жить в коллективе, где у людей столь разные понимания очень непросто. Узнав, как правильно поступать или реагировать на те, или иные обстоятельства проявились и требования к другим. Годы ушли, чтобы понять простую Истину, что каждый понимает в меру своего дозревания и мне остается лишь принять и разрешить другим быть такими, какие они есть. Вообще человек склонен давать всему оценки, но незрелость в понимании происходящего, и его закономерности приводит и к осуждению реальности. Это, пожалуй, самая большая проблема, которую я вижу в себе, и над которой приходится работать. Почувствовать единство со всем, уникальность каждого живого существа на этой планете – эти мысли заполняют моё сознание, и я вижу, что это единственный правильный путь к миру и процветанию человечества. Пытаюсь быть искренним, даже принципиально искренним. Незачем обманывать самого себя. Зачем держать в голове то, что вполне может быть ложным и неверным и порой лишь предположением, поэтому открытость здесь условие победы и формирования чистоты отношений. И без доверия здесь никак. Каждый делает в меру своего понимания и возможностей. Надо разрешить этому проявляться, дабы проще было раскрываться. Да и страх тогда уходит друг перед другом. Возникает внутри легкость в общении, а ведь единство и рождается в общении. 

Благостных дней Вам, друзья!!!

Олег Боровский

Похожие публикации

Поделиться в соцсетях:

VK
Telegram
WhatsApp
Twitter
OK

Новости

Избранные публикации