К пониманию мира: глобальный кризис и человеческая задача

Сегодня публикуем статью А. Капышева и С. Колчигина «К ПОНИМАНИЮ МИРА. Глобальный кризис и человеческая задача», которую они подготовили по заказу одного сборника научных трудов. Авторы дали согласие на опубликование статьи и на наших ресурсах.

Ученые из г. Алма-Ата (Казахстан) кандидат философских наук Акрамкан Капышев и доктор философских наук Сергей Колчигин знакомы с Учением Виссариона с 1998 года. И не только знакомы, они издали два научных философских труда: Философия грядущего и Онтология духа , в основу которых положено Учение Виссариона. За эти монографии авторы в 2007 году удостоились престижной в Казахстане премии Чокана Валиханова.

К ПОНИМАНИЮ МИРА. Глобальный кризис и человеческая задача

Сегодня на Земле – глобальный, всепроникающий кризис. Рушатся буквально все сферы бытия. Идут военные действия, в которые втянуты великие и малые государства; ведется информационная война; происходят сбои в сфере мировых финансов и торговли. Набирает обороты и угроза экологической катастрофы: тайфуны, наводнения, землетрясения и лесные пожары  сразу, одновременно во многих регионах планеты.

В мире сегодня отсутствует мир.

В чем причина такого положения?

Ответ на этот вопрос подразумевает ясное понимание того, что глобальные проблемы касаются не планеты Земля. Она, будучи космическим телом, естественным образом приводит себя в гармонию с теми изменениями, которые имеют место в Космосе. Но глобальные проблемы относятся к людям, ко всем и каждому из нас. И поскольку это так, постольку корень человеческих бед следует искать в самом бытии человечества, сложившемся к сегодняшнему дню, не перекладывая ответственность за происходящее на те или иные внешние для человечества факторы.

Действительно, даже природные катаклизмы в значительной мере вызваны либо усугублены антропогенным воздействием на планету. Человечество загрязняет воздух, отравляет реки и моря, бурит глубокие скважины, хищнически использует лесные массивы. В результате непрерывно ведущихся войн человечество губит флору и фауну, а в ходе урбанизации создает среду, которая гораздо более пригодна для машин, механизмов, «умных» устройств, нежели для человека.

Разумеется, каждую из наболевших проблем человечества можно и нужно решать всеми имеющимися техническими и организационными средствами. Однако  корень глобальных проблем – в самом человечестве, и очевидно, что задача состоит в первую очередь в радикальном изменении отношений людей друг к другу и окружающей среде.

В отношениях между людьми к сегодняшнему дню прочно воцарился глобальный эгоизм. Как правило, каждый из нас  детерминирован в своих мыслях и поступках природными инстинктами: стремлением к самообеспечению, самосохранению и  размножению. Это же касается и целых народов. История фактически превратилась из локальной во всемирную, человечество всецело детерминировано чрезмерными природно-эгоистическими импульсами.

Не нужно быть специалистом в медицине, чтобы увидеть усиление психического напряжения в мире, явное нарастание безумия в планетарном масштабе, причем подчас в самом прямом, клиническом смысле слова «безумие». Едва ли не постоянным фактором в последние годы стал рост педофилии, насилия, наркомании, агрессивной гей-пропаганды и даже антропофагии.

Где же выход?

Очевидно, в переходе к принципиально иным основаниям жизнедеятельности человеческого рода. А прежде всего – к освоению новой картины мира и места в нем человека.

Основы нового миропонимания

Попытки перейти к новому миропониманию предпринимаются все чаще. В данной статье мы обратимся к одному из текстов, наиболее важных и уникальных в этом отношении. Его в качестве священного Завета человечеству принес видный духовный учитель современной эпохи Виссарион из России.

Масштаб его личности еще предстоит оценить в полном объеме, но уже сегодня нельзя не видеть характерной для Учителя широты охвата мировоззренческих проблем, конкретного и конструктивного гуманизма его идей, педагогического таланта, точности и богатства мыслей, нравственной высоты его личности.

С начала его деятельности в 1991 году у Виссариона появились многие тысячи последователей. И не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, а также в Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, Финляндии, Франции, США и других странах. Знаменателен в этом смысле факт избрания Виссариона в члены Международной академии «Духовное единство народов мира», в состав которой входят известные ученые, дипломаты, представители христианской и исламской конфессий.

Что касается учения Виссариона, то в своем многотомном «Последнем Завете», включающем разнообразные духовные жанры и темы, Учитель дает ответы на сложнейшие вопросы бытия человека в мире.

Последний Завет поражает глубиной, ясностью, гуманистическим перспективам. В Завете раскрывается целый спектр важнейших мировоззренческих тем, а квинтэссенцией учения Виссариона является вопрос о человеческой душе и законах ее развития. Учитель подчеркивает, что человек по-настоящему развивается и эволюционирует не только и не столько благодаря разуму и технологическим инновациям, сколько благодаря правильному раскрытию человеческой сущности – души.

Вопросу развития души, воспитания высших, духовных чувств посвящена  практически вся деятельность Виссариона. Учитель постоянно и во многих подробностях разъясняет жизненную важность безусловной нравственности, бескорыстной жизни человека во имя других людей и окружающего мира. «Отныне, – говорит Виссарион, – вы должны стать неспособными нести холод – никогда, ни при каких условиях и ни под чьим знаменем вы не имеете права даже подумать о ком-то плохо!» (Последний Завет. Предвозвещение, 183).

Каковы же главные положения Последнего Завета? Попробуем изложить их вкратце, хотя такая задача весьма сложна: Завет – книга огромная по объему и содержанию.

В Последнем Завете представлена новейшая картина Мира: его космогенез и происхождение человечества –  антропогенез, которых  никогда не было в истории человеческой мысли.

Исходной идеей для разумно-рационального понимания мироустройства, его эволюции и развития является идея о том, что всё «Всё Мироздание есть информация разного уровня плотности, разного уровня сложности».

Наше представление, понимание информации здесь таково: информация – это вибрации, ритмы, волны, а частоты, резонансы, поля, сферы – формы их проявлений и взаимодействий.

Первое, что необходимо отметить, это положение о том, что в ходе эволюции всепроникающего и самосозидающего начала бытия появляется особое образование Духовная субстанция – венец нашей Вселенной. Это тоже материя, но другого, иного рода, другого качества.  Прежде это Начало  называли «Отцом Небесным», так как оно есть духовно-генетический источник человеческой души. Причем в космогонической части учения Виссариона четко демонстрируется конкретный механизм самоформирования, эволюции креативного первоначала вселенной, снимаются теологические и философские спекуляции вокруг этого вопроса.

То, о чем здесь важно упомянуть, это указание на сущ­ность гармонии как информации развития.  Гармония оказывается не просто статичным состоянием пропорциональности, соразмерности и т.п., а непрерывно развивающимся процессом. Действительно, если бы дело обстояло иначе, т.е. в случае гармонии как феномена статического порядка среди универсальных законов всеобщего развития, она была бы не гармонией, а деградацией. То же касается и развития: если бы оно не было по сути своей тенденцией к постоянному развертыванию (совершенствованию), оно опять-таки оказывалось бы постоянной деградацией и распадом.

Нетрудно видеть, какое значение эти идеи имеют для понимания мира как вселенной и мира как состояния без войны.

Космогонические и эволюционно-космические данные далеко не исчерпывают всего содержания Завета. Теперь человека необходимо рассматривать в контексте вечности, о его предназначении в мироздании, а следовательно, и о дальнейшем ходе космогенеза и эволюции человеческого рода.

Представители юной цивилизации, двигаясь по общему природному закону развития разума, однажды получили в дополнение к своей разумной плоти частицы уникальной духовной ткани с творческим предначертанием. Эта индивидуальная духовная ткань есть индивидуальность каждого человека, его душа. Благодаря ей человек стал собственно человеком, существом одухотворенным, а не только разумным. Его архитектоника такова: бессмертная душа как частица духовной субстанции – сущность, разум – помощник, тело – инструмент.

Соединение двух принципиально разных законов в бытии человека – закона материального (природно-космического) и духовного – с самого начала повлекло для него невиданную сложность. Полу­чив в дополнение к мыслящей плоти духовную ткань, люди необычайно ярко проявили свои чувственно-природные особенности, что значи­тельно обострило зов инстинктов, существенно повлиявших на работу разума, который стал подвержен чрезмерным эгоистическим устремле­ниям. Непомерный эгоизм, приобретший индивидуальные, групповые, общенацио­нальные и глобальные формы, подменил собою духовный мир человека.

Однако духовные особенности призваны окутать оболочку эгоизма, приводя его в норму и делая безопасным. Духовность – это и есть способность человека побеждать эгоистический позыв, который может у него возникнуть в тот или иной момент выбора.

До сих пор человечеству в целом не удавалось преодолеть чрезмерные проявления эгоизма, создающие угрозу для Вселенной и для самого человека. Ибо, нанося вред окружающему миру, отдельный чело­век и все человечество включает механизм своего собственного само­уничтожения по неизбежному и суровому закону матери­альной вселенной. В Учении сказано и о роли части внеземного  разума не благонамеренно относящегося к человечеству в виду его негармоничного развития и способного нанести вред вселенской гармонии..

В духовности заключается уникальность человека. Если бытие материальных объектов зависит от приема информации, энергии, вещества, от обмена ими и определенного их баланса (гармонии, или справедливости), то в бытии духовного доминирует закон отдавания, дарения, любви. Это означает, что духовное – дополнительный к природной гармонии закон во вселенной.

Великий математик Анри Пуанкаре справедливо указывал: теория тем содержательней, тем продуктивней, чем меньше в ней посылок и больше следствий. Так обстоит дело и с Учением Виссариона: можно сказать, что из единственной посылки о Двух Началах бытия вырастает принципиально бесконечное число следствий, притом глубоко содержательных, эвристичных и имеющих жизненно-практическое значение.

Следствия эти, если говорить коротко, состоят в прояснении вековых загадок: во-первых, проблемы космогенеза, структуры и динамики мироздания; а во-вторых, особого процесса антропогенеза, а значит, сущности человека и его места во вселенной. При этом решения даются не в виде туманно-символических или мифопоэтических представлений. Эти решения отвечают естественнонаучным законам и новейшим данным в области космологии, современной физики, психологии и т.д. А по целому ряду пунктов Последний Завет предвосхищает серьезные научные открытия и предлагает соответствующие ориентиры.

Из нового понимания онтологического основания и архи­тектоники человека вытекают и его иные, чем считалось раньше, со­вершенно особые задачи в мироздании, связанные с бесконечным твор­чеством одухотворения вселенной.

Человек может через упорную работу над собой измениться к лучшему – и уже не переделывать природу, а дополнять ее оттенками новой красоты – красоты высокой духовности. Именно духовность есть то, чего нет в Природе как таковой, а следовательно, и то новое, что человек может и должен творчески вносить в жизнь природы.

Сущность человека – не во внешних его достижениях и не в способности к отвлеченной мысли, сколь бы глобальной она ни была. Больше того: чем глобальнее мысль, тем отвлеченней она от человека, если становится самодовлеющей. Сущность человека – в его умении общаться с другими, в его искренней самоотверженной готовности к жизни во имя людей и всего бытия.

Пока природный эгоизм явно влияет на разумную деятельность, она будет протекать исключительно предвзято. А предвзятость не позволит объективно осмысливать происходящую реальность, через что и призвана проявляться разумность человека. Нормальная работа человеческого разума станет возможной исключительно тогда, когда проявления инстинктов будут приведены к допустимому гармоничному минимуму. А эту задачу как раз и призвано решить духовное развитие человека.

Принципиально отличаясь от разума как такового, духовность есть способность никогда не воспринимать окружающее отрицательно, никогда ни одного человека не воспринимать негативно, никогда ни о ком ни при каких условиях, обстоятельствах не думать плохо.

Такова минимальная, или «нормальная», мера духовности. А в своем высшем проявлении духовность – это способность бесконечно отдавать тепло души и творческие дары окружающим, забывая про себя.

Духовность – это действительность нравственного закона внутри нас, который требует как минимум абсолютной невредоносности в отношении всего окружающего, а как максимум – творческого самоотречения во имя новой, более высокой Гармонии бытия.

Если доныне душа зажата скорлупой плоти и властью разума, идущего на поводу превысивших меру эгоизма природно-инстинктивных эмоций, то в ближайшем будущем необходимо расширить душу, дать возможность духовному началу выйти за пределы заточившей его скорлупы эгоизма и, окутав эгоизм благодатным теплом, привести его в рамки нормы, а разум тем самым – возвысить. Если дух формируется достойно, тогда и сознание становится чище, так как природно-эгоистическое энергийное поле все больше проникается энергией и информацией духовной. Или, выражаясь чуть иначе, пламя природных чувственных проявлений необходимо окутать духом, духовными чувственными проявлениями.

Душа в человеке – главное. Совесть – проявление души человека. Разуму надлежит стать только и именно вспомогательным условием развития духовного начала.  Поэтому основная задача, которую разуму предстоит решать уже в ближайшем будущем, как раз и состоит в отыскании наилучших индивидуально-конкретных и конкретно-всеобщих решений, позволяющих человеку развиваться по-человечески и творить в интересах гармонии развития всего и всех – гармонии в онтологическом, социально-этическом и эстетическом смыслах.

К преображению мира

Виссарион – не абстрактный пацифист. Он понимает, что машину саморазрушения человечества уже трудно остановить.

Но главное – оставаться человеком, не давать воли агрессивным проявлениям. Абсолютная заповедь духовной любви очень трудна, особенно в условиях современного глобального беспорядка и крайнего эгоцентризма. Она может быть исполнена не сразу и не всеми. Мерило современного человека – качество души и сознания. Но стремиться к ее исполнению необходимо, стараясь в конкретной ситуации сделать хотя бы маленький шаг в восхождении к духовной любви.

Все учителя человечества говорят о необходимости любить друг друга, жить в братской любви. В какой мере это возможно сегодня? Предыстория человечества явно зашла в тупик. К настоящему моменту отношения между народами и государствами так сплелись и запутались, что единственным способом распутать их кажутся войны. Люди уже не умеют по-другому: накопились прошлые обиды, коллективные травмы, собственные экономические и национально-культурные, языковые интересы. Мировоззрение современных людей в разной степени профанное: от обывателей до учёных и т. н. философов.

И вот из евангельских пророчеств, можно, как ни странно, увидеть, что время глобальной катастрофы и Второго Пришествия там указано довольно точно. Не конкретная дата, ибо о ней не знает никто, кроме Отца, – но конкретная эпоха, конкретный исторический период.

Вот Иисус говорит: «…Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матфей 24:27). То есть Его смогут увидеть во всех уголках Земли. Это возможно в эпоху всемирных коммуникаций. Это должно быть так еще и потому, что молния – символ связи, в данном случае – всемирной.

Во времена, когда «придет конец», Евангелие Царствия будет проповедано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (см.: Матфей 24:14). Не говорит ли это о том, что Второе Свершение произойдет в эпоху глобального, взаимосвязанного мира, планетарного человеческого сообщества и притом в эпоху космизации жизни?

К тому же, если Евангелие Царствия будет именно проповедано, то для его распространения «по всей вселенной» необходимы соответствующие транспортные средства, мощные телекоммуникации и Интернет.

Напрашивается вывод: мы живем в предуказанную эпоху.

Как бы то ни было, ясно одно: Христос предсказал, что Его новое пришествие придется на самый неблагополучный период человеческой истории. Когда, с одной стороны, человечество перейдет на рельсы всемирной истории, а с другой – когда оно масштабно станет уничтожать само себя и когда медлить с его спасением уже нельзя.

Невольно приходится признать, что «последние дни» уже настали.

Помимо философских вопросов и духовных задач Виссарион ставит и решает задачи практические. А именно – о переходе к новым основаниям жизнедеятельности людей. «Строй новое параллельно, старое рухнет само», – говорит Учитель. Действительно, в эпоху глобального общепланетарного кризиса единственное решение для человечества, ступившего на путь духовности,  – занять еще не тронутую экологическую нишу и именно здесь осуществить подлинную революцию в отношениях между людьми и в плане технологическом. При этом речь идет не только о новом способе удовлетворения потребностей, но прежде всего об изменении характера самих потребностей. Следует тратить лишь возможный минимум вещества и энергии, чтобы быть здоровым и чувствовать полноту жизни.

Основу новой жизни людей можно создать, действительно, только параллельно старой. Даже разрушив обветшалый дом, невозможно построить надежное новое здание на негодном фундаменте. Войны и революции не меняют к лучшему человеческий внутренний мир  и, соответственно, потребительское отношение к жизни.

Основой, началом и прообразом нового, альтернативного жизнеустройства  станут многонациональные экополисы, эконоосферные поселки. Они представляют собой компактные посе­ления, гармонично вписанные в природу, на земельных участках, достаточных для продовольственного самообеспечения жителей.

Экополис, в противовес мегаполису, это экологический «оазис для жилья», гармоничный синтез достоинств города (его культуры, а культура – это умение, мастерство) и села (единения с природой), причем изъяны того и другого (изоляция города от природы и деревни от культуры) будут устранены.

Известное разнообразие уже существующих новых систем расселения и типов поселения в то же время предполагает некоторые принципиально общие черты и единство важнейших принципов. Среди них мировоззренческое единство и духовное согласие при уважении и поощрении многообразных особенностей мироощущения и творческого выражения; образование и воспитание подрастающего поколения, свободное от всякой негативной информации, от малейшего проявления агрессии и какого бы то ни было понятия о ней. Кроме того, здесь делается установка на бесприбыльный обмен произве­дениями, продуктами и изделиями. В экопоселениях учатся шаг за шагом выходить из деформирующей человека денежной зависимости, стараясь делать все необходимое для жизни своими руками. И, конечно, важным принципом экополиса является безотходное производство, использование альтернативных, экологически чистых источников энергии: воды, ветра, солнца, а также использование и, по возможности, собирание и приумножение современных технических средств и высоких технологий.

Одним из эконоосферных поселений, притом крупнейшим в мире, является то, которое создано в Сибири по инициативе Виссариона. Смысл и цель его жителей – в том, чтобы своим трудом построить модель нового общества, в котором воплотились бы высшие и единственно достойные человека духовно-нравственные принципы и творческие навыки. Здесь формируется особая атмосфера – атмосфера чистоты. Здесь стремятся создать такое общество, в котором люди, особенно дети, могли бы жить и расти без страха, ненависти, обмана. Можно сказать, из России идёт мировой тренд развития в светлое будущее.

В общине последователей Виссариона главный акцент ставится на совершенствование отношения людей друг к другу По мере научения последователей Виссариона новому миропониманию и истинно человеческим, открытым отношениям, в которых нет никаких теней, формирующийся дух человечности распространится и на всю окружающую природу.

Нередко возникает сомнение: подобные общины создавались и раньше, в прежние века, но всегда оказывались недолговечными, неустойчивыми, оборачиваясь очередными несостоявшимися утопиями. Это действительно так. Однако сегодня утопией оказывается попытка строить человеческое общество на базе прежних, изживших себя эгоистических установок: именно эта попытка ведет человечество к гибели. В нынешний критический период развития человечества, отмеченный общепланетарными проблемами и связанный в конечном счете с глобальным эгоизмом, создание альтернативных духовных сообществ – не просто манящий зов будущего, но прямое требование настоящего. Кроме того, прежние попытки были неудачны во многом потому, что люди объединялись в общины, как правило, по классовому, этническому, профессиональному или конфессиональному признаку, тогда как в сегодняшних экопоселениях эти ограничения снимаются. Им на смену приходят ценности и принципы общечеловеческого характера.

Современная цивилизация может оказаться «Титаником». И все же у человечества – великое будущее.

…Однажды женщина-тележурналист спросила Виссариона: «Что значит – возлюби ближнего своего, как самого себя? Что значит – возлюби самого себя?» Учитель ответил: «Теперь иначе скажу вам. Возлюби ближнего больше, чем самого себя. Отдай всего себя людям» (см.: Последний Завет. Повествование 2. 10:61-62).

 Это не означает отказа от самого себя, а указывает на необходимость больше отдавать другим, чем брать от них. Только так, в дарении себя другим, расцветает человеческая душа.

Мир начинается с понимания этого важнейшего обстоятельства. И, тем самым, с мира в душе.

Скачать тектс статьи в pdf формате.

Похожие публикации

Поделиться в соцсетях:

VK
Telegram
WhatsApp
Twitter
OK