Мнения экспертов и политиков

Якунинский комитет

Общественный Комитет "Свобода совести"

komitet

" Мирную и законопослушную общину клеймят как опасную секту, выставляют организованной преступной группой, хотя этой так называемой ОПГ за тридцать лет не было совершено ни одного преступления. Виссарион привлечен только в качестве обвиняемого, а прокуратура, не дожидаясь приговора и, видимо, не сомневаясь в его содержании, уже обратилась в суд с требованием ликвидировать Церковь. Призываем гражданские организации, гражданское общество, граждан нашей страны выступить в защиту гонимой общины."

Арест [лидера «Церкви Последнего Завета»] Сергея Торопа (Виссариона) и его ближайших сподвижников Вадима Редькина и Владимира Ведерникова по уголовному делу о создании религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан, – еще одна постыдная страница истории гонений на религию в современной России. Мирную и законопослушную общину клеймят как опасную секту, выставляют организованной преступной группой, хотя этой так называемой ОПГ за тридцать лет не было совершено ни одного преступления. Виссарион привлечен только в качестве обвиняемого, а прокуратура, не дожидаясь приговора и, видимо, не сомневаясь в его содержании, уже обратилась в суд с требованием ликвидировать Церковь.

Мы убеждены: никаких оснований для привлечения Виссариона к уголовной ответственности нет. Лучшее тому подтверждение – постановление следователя Следственного комитета полковника Чистоходова о привлечении С.А.Торопа в качестве обвиняемого. Из данного документа видно, что за отсутствием реальных преступлений Виссариону вменяется создание религиозного объединения и руководство им «с целью извлечения дохода от религиозной деятельности за счет привлечения денежных средств граждан и их труда путем применения к ним психологического насилия».

Ключевым в этой конструкции является «психологическое насилие», якобы применявшееся в общинах Виссариона. Понятие «психологическое насилие» нигде в законах, в том числе в УК, не раскрыто, так что использование его для квалификации каких-либо действий по меньшей мере сомнительно. Увы, не приходится сомневаться, что обвинение найдет экспертов, готовых признать психологическим насилием любое психологическое воздействие.

Всем российским «религиозникам» (как и прочим «инженерам человеческих душ» — писателям, режиссерам, педагогам, психологам и психиатрам, тренерам личностного роста, экстрасенсам и т.п.) полезно примерить на себя универсальный репрессивный метод полковника Чистоходова. Достаточно заменить фамилию в постановлении – на любого из них можно надевать наручники по такому вот обвинению: «Являясь руководителем организованной группы и выполняя действия, направленные на реализацию единого преступного умысла, должен был: осуществлять общее руководство религиозным объединением, самостоятельно определять сущность и общую идеологию вероисповедания, цели и задачи религиозного объединения, осуществлять разработку и корректировку доктрины своего учения для получения максимального эффекта при применении психического насилия над гражданами при проведении встреч, проповедей и богослужений…».

Все это Виссарион в самом деле определял и применял. Только руководил он не «организованной группой», а законно действовавшей религиозной организацией, насчитывающей тысячи последователей. Следуя же концепции «психологического насилия», также именуемого следователем «манипулятивным групповым организованным психологическим насилием», надо признать организованной группой любую христианскую церковь, мусульманскую умму и т.д., а также Малый театр и больницу им. Кащенко.

Статьи 239 УК (создание организации, посягающей на личность и права граждан) Следственному комитету показалось мало, – это преступление средней тяжести, до 4 лет лишения свободы. Чтобы повесить на Виссариона особо тяжкую статью (часть 3 статьи 111 УК) и посадить его надолго (до 12 лет), следствию нужны были конкретные потерпевшие от его, Виссариона, якобы насильственных действий. В качестве таковых были привлечены граждане М. и К., когда-то жившие в общине, затем разочаровавшиеся и покинувшие ее. Позже у них якобы были диагностированы психические расстройства, чего до обращения к Виссариону вроде как не наблюдалось. Из чего следствие заключает: тяжкий вред психическому здоровью потерпевших умышленно причинен созданной Виссарионом организованной группой посредством психологического насилия в целях завладения имуществом потерпевших. Этот обвинительный конструкт нельзя назвать абсурдным – он циничен, т.к. рассчитан на управляемость и всеядность суда. Расчет и на то, что широкой общественной поддержки у «сектанта» и «шарлатана» не будет – средства пропаганды долго трудились над его дискредитацией.

В любом благом деле есть печальная, а порой трагическая сторона. Самый хороший врач не в силах вылечить всех. Самый добрый священник не может утешить каждого. Известные исследователи религии, посещавшие виссарионовские поселения, видели на берегах реки Казыр счастливых людей, объединенных вокруг человека, духовной силе которого можно удивляться хотя бы потому, что он 30 лет преодолевал ненависть тех, кто сегодня загнал-таки его за решетку.

Дело ведь касается не только троих лидеров общины. Будет отравлена жизнь множества семей, переехавших в эти места за тридцать лет. Люди бросили города, построили себе дома, работали, рожали детей. Выросло поколениечеремшанцев… Если организацию запретят, куда им идти, где спасаться от погрома? Это не только настоящееоскорбление чувств верующих, но и разрушение уклада жизни вполне законопослушных граждан.

Виссариона упрекали, в числе прочего, в склонении последователей к продаже квартир с переездом, зачастую с детьми, в тяжелые условия тайги. Видимо теперь доблестные органы выведут их, наконец, из таежного плена.

Статья 29 Конституции запрещает возбуждать социальную, религиозную ненависть и вражду. Такое возбуждение стали именовать «экстремизмом» и привлекать за него не тех, кто возбуждает, а тех, против кого враждуют. Это происходит и с новыми религиозными движениями, которые демонизируют и на которых клевещут телеканалы. В эфир выпускаются только разоблачители «тоталитарных сект» вроде сектоведа Дворкина. Независимые, конфессионально не ангажированные религиоведы не имеют доступа к широкой аудитории. На этом фоне репрессии против Церкви Последнего Завета воспринимаются телезрителями как заслуженные, а не вызывают возмущения и протеста.

Уголовное преследование Сергея Торопа (Виссариона), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова должно быть прекращено. Мы требуем их освобождения.

Призываем гражданские организации, гражданское общество, граждан нашей страны выступить в защиту гонимой общины.

3 октября 2020 г.

От Якунинского комитета —

Дмитрий Ахтырский, философ
Волкова Елена, культуролог
Лев Левинсон, правозащитник
Григорий Михнов-Вайтенко, священнослужитель
Нурлыгаянова Миляуша, общественный деятель
Солдатов Александр, религиовед

Сбор подписей продолжается

Заявление поддержали:

епископ Петроградский и Гдовский Григорий (Лурье), председатель Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви;
протоиерей Алексий Лебедев, настоятель санкт-петербургской общины Суздальской епархии Российской Православной Автономной Церкви;
священник Антоний Гунин, клирик Бостонской епархии Святой Православной Церкви в Северной Америке;
Дмитрий Хабаров, пресвитер Объединения христианских евхаристических общин.

Поделиться в соцсетях:

VK
Telegram
WhatsApp
Twitter
OK