Настоящая статья появилась в процессе работы над публикацией о Виссарионе в ВИКИпедии. Сергей Колчигин, ученый из Казахстана, доктор философских наук, с Учением Виссариона знаком с 1998 года. В соавторстве с Акрамканом Капышевым им опубликованы два научных труда: “Философия грядущего” и “Онтология духа”, в основу которых положено рассмотрение Учения Виссариона. За них авторы в 2007 году были удостоены престижной академической премии имени Чокана Валиханова.
Виссарион или Сергей Анатольевич Тороп родился в Краснодаре 14 января 1961 года. Окончил среднюю школу в Минусинске. С мая 1979 года проходил срочную службу в Монголии, в строительных войсках (войсковая часть № 33655), демобилизован в апреле 1981 года.
После армии вплотную стал заниматься живописью, но поскольку эта деятельность не приносила дохода, трудоустроился в милицию, в патрульно-постовую службу, где график работы позволял дневное время использовать для повышения мастерства в живописи. В 1989 году уволился из милиции, тогда появились заказы и прошли персональные выставки в Красноярске, Абакане, Саяногорске и Минусинске.
В 2008 году на международном фестивале искусств «Традиции и Современность» Виссарион был награжден премией «Вера» в номинации «За свежесть взгляда»».
ЛИЧНОСТЬ
Несколько раз в течение короткого времени у Сергея Торопа открывалось внутреннее зрение. Оно готовило его к преображению, которое произошло, когда Сергею было 29 лет, сопровождалось знаками духовного благословения и пробуждением внутренней силы.
После этого Сергей выдержал шестидесятидневный пост. В тот период к нему стали приходить некоторые воспоминания, которые ясно указывали на то, что в его теле живет благодатный Дух, который две тысячи лет назад принадлежал Иисусу. С того времени Сергей с новым именем Виссарион начал открывать себя как Слово Бога. И 18 августа 1991 года возвестил миру о начале Второго Свершения.
Виссарион активно проповедует идеи мира, любви, ненасилия. У него появились тысячи сторонников и последователей во многих странах мира. Деятельность Виссариона посвящена раскрытию законов, связанных с развитием души, воспитанием высших, духовных чувств. Учитель перед самой разной аудиторией в подробностях разъясняет жизненную важность безусловной нравственности, бескорыстной жизни человека во благо других людей и окружающего мира.
В 2003 году, в связи с началом войны в Ираке, Виссарион в письме обратился к Генеральному секретарю ООН, а также к руководителям ряда стран и к главам крупных конфессий. Он предложил рассмотреть идею о мирном разрешении нараставшего конфликта между христианским и мусульманским миром. В этих письмах Виссарион предложил собрать лидеров христианства и ислама, обсудить имеющиеся у них разногласия и в ходе такого диалога привести стороны к принципиальному духовному согласию.
Виссарион является вдохновителем создания экологического ноосферного поселения «Тиберкуль» на юге Красноярского края в предгорьях Саян. Громадные пространства сибирской тайги – та территория, которая сберегается для будущего человечества. Эта духовная община развивается уже свыше 30 лет. Смысл деятельности ее жителей состоит в том, чтобы своим трудом построить основу будущего, в котором воплотились бы высшие принципы подлинной человечности.
22 сентября 2020 года Виссарион и два его ученика под предлогом «психологического насилия» над людьми были задержаны сотрудниками ФСБ России и помещены в следственный изолятор Новосибирска.
Вскоре после этих событий Норвежский Нобелевский комитет принял заявку на присуждение Виссариону Нобелевской премии мира [1].
Виссарион открывает себя человечеству как особая духовная сущность, воплощенная в избранном человеческом теле.
«… Я есть Слово Своего Отца. Я и Отец едины, но не есть одно и то же, как многие из вас ложно понимали в течение двух тысяч лет» [2].
До своего зрелого состояния это воплощенное Слово Бога должно проделать достаточно длительный путь (примерно до 30 лет), чтобы увидеть жизнь и дела людей, притом с самых низов и без всяких прикрас. Вот почему Сын Человеческий растет в семье простых людей и осваивает в юности обыкновенные, прозаичные профессии.
Никто не учит его неким высшим и тайным знаниям. Он приходит не учиться, а учить людей тому пути, на котором только и возможны расцвет, раскрытие и развитие человеческой сущности – души.
«…Законы вашего развития не черпнешь ни в камне, ни в дереве, нигде. Этого нет, это лишь нужно рассказывать время от времени. И поэтому возникла потребность, чтоб родилось Слово, родилось Слово в Своих условиях, специфических условиях. Где, когда Оно не видит то, что делают люди, Оно спокойно, Оно отражает Бога, отражает Отца во всей полноте, насколько это возможно при таких обстоятельствах. Но когда Оно начинает видеть действия людей, Оно просыпается, Оно пробуждается, Оно становится беспокойным, Оно сразу устремляется учить. Оно всегда волнуется о тех ошибках, которые делают люди» [3].
Истину о Боге Виссарион несет в детальном и развернутом виде, возвещая о ней уже не притчами, а прямо, как было обещано в Евангелии от Иоанна (16:25).
Виссарион учит добру, любви, творению красоты, подлинно человеческой и достойной человека жизни. И сам живет в полном соответствии с тем, чему учит, свершая деяния всечеловеческого значения и масштаба. В личности Учителя сочетаются мудрец, святой, глубокий психолог, педагог и живописец; человек абсолютно бесстрашный, уверенный в своей правоте и говорящий, точно «власть имеющий»; человек, отмеченный нравственной высотой и духовной крепостью, который никогда не ответит ударом на удар, даже если камни полетят в его сторону.
Знаменательно признание Виссариону, сделанное Нама-Хари – основателем одного из духовных течений, выросших из индуизма:
«Спасибо, что Вы – безграничное Солнце вне времени, вне места, вне обстоятельств. Вы несете Абсолютную Любовь Господа… Вы принимаете именно то, что надо, – Безграничную Его Любовь, Вечно Новую. Я вижу, что у Вас сердце открыто Ему… Я знаю, кто Вы. Вы оттуда, где Вечная Благость, не временная. Вы пришли из Вечной Благости» [4].
УЧЕНИЕ
Учение Виссариона представляет собой качественно новое мировоззрение, подробно и конкретно развернутое в Последнем Завете. Он издается в Санкт-Петербурге с 90-х годов ХХ века [5] и состоит на сегодняшний день из 18 томов.
Завет включает в себя Повествование (его записывает Вадим – ученик Виссариона), книги «Последняя Надежда», «Время Поворота», заповеди, обращения, интервью, ответы Учителя на письменные вопросы и др.
Последний Завет – та «третья мера муки», о которой говорил еще Иисус в евангелиях (см.: Матфей 13:33; Лука 13:20-21).
К характеристикам нового миропонимания, запечатленного в текстах Последнего Завета и многочисленных устных выступлениях Учителя, необходимо отнести логическую непротиворечивость, полноту объяснительного эффекта, ценностно-смысловой потенциал. В содержательном плане в Завете выявляется объективное онтологическое основание духовной индивидуальности как сущности человека, устанавливаются приоритеты жизнедеятельности человека, определяемые его духовно-практическим творческим предназначением в Мире.
В Завете раскрывается целый спектр важнейших мировоззренческих тем, а квинтэссенцией учения Виссариона является вопрос о человеческой душе и законах ее развития. Учитель подчеркивает, что человек по-настоящему развивается и эволюционирует не только и не столько благодаря разуму и технологическим инновациям, сколько при правильном раскрытии человеческой сущности – души.
Учение Виссариона представляет собой единое истинное миропонимание, которое является конкретно-целостным. Оно воссоединяет все исторические духовные пути и в то же время выдвигает положения, составляющие сердцевину принципиально нового Учения.
Последний Завет объясняет и учитывает все уровни и аспекты бытия, творчески обобщает все человеческие искания: социальные, религиозные, философские, научные, художественные. Все они занимают своё действительное место как аспекты и как ступени-фазисы Единой Истины, которая преодолевает, критически снимает их частичность и самовозвеличение.
Исходное и важнейшее положение Последнего Завета состоит в том, что в мире действует не одно, а два Творческих Начала. Первое Начало (Абсолют, Единый) создает Вселенную, жизнь, разумных существ, всю природную гармонию. Второе Начало (Духовный Источник) – Творец человеческой души. Следовательно, Второе Начало, называемое с древности Отцом Небесным, есть уникальный духовно-генетический источник нашей глубинной сути.
При проецировании на любую проблему бытия человека в мире этот исходный тезис срабатывает действенно, позволяет последовательно, глубоко и точно разрешить эту проблему. Иными словами, исходное утверждение Виссариона доказывает себя через развертывание и конкретизацию своего внутреннего мировоззренческого потенциала. Происходит то, что в содержательной логике соответствует принципу самообоснования исходного пункта. Известно, что самая богатая и верная теория та, в которой при наименьшем количестве посылок образуется наибольшее количество следствий. Так обстоит дело и с Учением Виссариона: можно сказать, что из первой посылки здесь вырастает принципиально бесконечное число следствий, притом глубоко содержательных, эвристических и имеющих жизненно-практическое значение.
Эти следствия состоят в прояснении вековых загадок: во-первых, проблемы теогенеза и космогенеза; во-вторых, особого процесса антропогенеза; в-третьих, сущности человека и его места в Мироздании Вселенной.
В традиционных воззрениях Творец берется обычно как некая данность, из которой неясно, как возник он сам, творит ли он природу или является для нее только механическим Первотолчком, вмешивается ли он в дела природы или ограничивается ее созданием, не влияя далее на природные закономерности развития. В лучшем случае по этим позициям имелись лишь смутные догадки мифологического или абстрактно-логического характера. Данные Последнего Завета демонстрируют конкретный механизм и закономерности самоформирования креативного Первоначала, снимая теологические и философские спекуляции вокруг этого вопроса.
Возможность новой, более теплой и яркой гармонии Мироздания связана с возникновением во Вселенной нового Творческого Начала. Его рождение – результат слияния энергии Единого с энергией Земли – Матери человечества. При этом слиянии произошел синтез энергии поля с новыми, более утонченными и необычными для Вселенной свойствами – творить не на основе объективно-бесстрастного Разума, а на основе безмерной Любви ко всему окружающему. Так возникло и существует пока только у Земли качественно новое, тончайшее состояние Вселенной – духовное, которое должно, постоянно развиваясь, заполнять всю Вселенную и нести ей новую Гармонию – союз Разума и Любви.
Открытие двух Творческих Начал в Мироздании, которые разведены во времени и пространстве и имеют принципиально разные качества и характеристики, позволяет разрешить споры, связанные с пресловутыми «парадоксами» божественной сущности. В прежних мировоззрениях в ней приходилось признавать одновременное существование качеств добра и зла, всепрощения и мстительности, абсолютного единства и множественности ипостасей и т.д. Виссарион показывает, что речь не может идти о «дуализме» этих Начал, так как, во-первых, они как таковые не вступают в противоречие друг с другом, а напротив, друг друга дополняют; во-вторых, совершенно ясна их корневая связь между собой; и в-третьих, одно и другое связаны не по типу рядоположности, а представляют собой звенья одной цепи, возникающие и формирующиеся в ходе эволюционно- космического процесса.
Для того, чтобы творчески зримо проявиться во Вселенной и умножать свои силы, Отцу Небесному потребовались помощники. С этой целью на одной из стадий эволюции юного земного человечества Отец начал вкладывать в их физические тела частицы своей уникальной духовной ткани на вызревание. На этой неуничтожимой сверхтонкой ткани для каждого человека было записано его творческое предначертание.
Появившаяся таким образом душа и есть собственно человек. Плоть –инструмент для проявления и развития души, которая сохраняет свою индивидуальность даже после смерти физического тела и всех его энергетических оболочек. Это связано с тем, что душе-индивидуальности предназначено существовать вечно и обогащать великую, но холодную Гармонию Природы новыми красками и оттенками, распространяя в Мироздании Любовь.
Таким образом, человек пребывает одновременно в законах материального и духовного миров. Плоть его развивается на основе законов материальной Вселенной Бога Единого, а душа – на основе нового закона, закона Духовной Вселенной. Отец Небесный существенно заинтересован в бытии человека как своего со-творца и терпеливо ведет людей по еще не пройденному во Вселенной Пути.
Развитие духовной ткани, в отличие от законов развития материальных структур, основано на законе бескорыстной отдачи, безвозмездного дарения. Если бытие материальных объектов зависит от приема информации, энергии, вещества, от обмена ими и определенного их баланса (гармонии, или справедливости), то в бытии духовного доминирует закон отдавания, дарения, любви. Это означает, что духовное – дополнительный к природной гармонии закон во вселенной.
Законы вашего развития, говорит Виссарион, это законы вашего взаимоотношения друг с другом, где главное – научиться мыслить только положительными образами и стать только созидающим началом.
Одно из важнейших требований Последнего Завета гласит:
«Отныне вы должны стать неспособными нести холод – никогда, ни при каких условиях и ни под чьим знаменем вы не имеете права даже подумать о ком-то плохо!» [6].
Душа растет и обретает надлежащие качества тогда, когда человек отдает тепло своей души людям, окружающему миру через деяния своих рук. Необходимо научиться отдавать это тепло даже тем, кто несет тебе агрессию, страдание, разрушение. Человечество должно стать абсолютно неэгоистичным и невредоносным. Только тогда его можно допустить на следующую ступень развития – к реальному бессмертию, в Жизнь Вечную, где человек будет творить любовь, добро, красоту уже во Вселенной. Нанося вред окружающему миру, человек и человечество в целом включает механизм своего самоуничтожения по суровому и неизбежному закону Гармонии материального бытия.
Духовные особенности призваны окутать оболочку чрезмерного эгоизма, приводя его в норму и делая безопасным. Духовность – это и есть прежде всего способность человека побеждать эгоистический позыв, который может у него возникнуть в тот или иной момент выбора.
В полном своем выражении духовность определяется как действительность нравственного закона внутри нас, который требует как минимум абсолютной невредоносности в отношении всего окружающего, а как максимум – творческого самоотречения во имя новой, более высокой Гармонии бытия.
Человек, следовательно, есть нечто иное, нежели Homo sapiens и всякое другое разумное существо. Он – cущество не только и пока еще не столько разумное, сколько духовное, следовательно, по-своему уникальное, не похожее по своим сущностным качествам на других существ в Мироздании Вселенной.
В Последнем Завете указывается, что вне плоти душа развиваться не может. Она пребывает в ожидании нового тела, которое служит для нее инструментом развития, ибо это последнее осуществляется только через реальное, чувственно-практическое взаимодействие с миром. Если бы со смертью плоти погибала душа, то о развитии души можно было бы не говорить совсем, а воплощение в природное тело было бы бессмысленным. Вот почему существует механизм реинкарнаций – последовательных воплощений души-индивидуальности в человеческие тела (в тела только человеческие, подчеркивает Виссарион в противоположность восточным учениям). При этом душа не несет никаких национальных признаков. Души отличаются друг от друга накопленным опытом. Этот закон обеспечивает равную возможность всем и каждому накопить духовный опыт и действует до тех пор, пока человечество не перейдет на новую духовно-эволюционную ступень.
Закон подлинно человеческого развития – возлюбить ближнего больше, чем самого себя, и с доверием относиться к миру. О том, как человеку нормально развиваться, как по-настоящему полюбить все окружающее, Виссарион показывает самой своей жизнью, этому он учит, отвечая на бесчисленные вопросы о шагах духовного продвижения, рассматривая каждую житейскую ситуацию со всех сторон и выделяя в ней то главное и истинное, чего необходимо держаться в жизни.
Истина Последнего Завета решающим образом состоит в том, что он призван и реально способен быть единым истинным миропониманием и тем самым сформировать людей новой эпохи – эпохи духовного и культурного развития человечества как Единой Семьи.
Виссарион подчеркивает: если Отец Небесный каждому скажет одинаково одну и ту же истину, то сколько есть на Земле людей, столько будет и мнений по поводу воспринятой истины. Это создаст величайшую путаницу. Поэтому Истина всегда должна приходить в одном, зримом для всех лице.
«Истина – одна, и понимание должно быть одно. Сейчас на Земле тысячи разных пониманий одной Истины. Но если нет правильного понимания, в сердцах своих люди будут между собой чужими» [7].
Единое истинное миропонимание подразумевает единственное Учение, дающее необходимую полноту Истины. Соответственно, единая Истина как единая духовность предполагает гармоничный союз души и разума; а это, в свою очередь, означает снятие барьеров, которыми ныне разделены религия, наука, искусство, философия, их органичный союз и интегрированность в практическую жизнь.
Новое миропонимание требует решительного и радикального Поворота от природно-эгоистического способа бытия в мире к раскрытию и развитию души. Человечеству предстоит в короткий срок понять, что жизнеустройство на Земле и во Вселенной зависит исключительно от состояния его духовного мира.
Практически-творческое одухотворение материи предполагает и ответственную миссию человеческого познания. Познавать, согласно Виссариону, нужно для того, чтобы творить. Чтобы творить, надо знать законы Гармонии, а значит – жить гармонично. Для человека это подразумевает идти путем духовного развития, гармонизации отношений человека с природой, людьми, с собою самим.
Соответственно, в науке будущего должна быть иная, чем ныне, ценностно-познавательная установка. А именно: проективно-конструктивное отношение человека к миру должно быть внутри отношения духовного, должно стать для него вспомогательным инструментом. Только через раскрытие духовного начала человек сможет познавать истинно – тонко, глубоко и точно.
Переход к истинному духовному расцвету человека, подчеркивает Виссарион, требует сознательно-волевого вживания в иной, неэгоистический набор психологических установок. Человечество вступило в ту переломную фазу в своей жизнедеятельности, которая неизбежно связана с серьезными и суровыми испытаниями. Учитель в этой связи разъясняет: спасение состоит в спасении каждого человека от его же собственного эгоизма. Люди должны научиться ценить сложный период своей жизни, так как это – возможность реально себя менять. И главное правило здесь – не пытаться выскочить из обжигающих обстоятельств, а пойти на них и сквозь них, подобно тому как Данте вышел через полосу огня к крутой тропе наверх [8]. Но пойти, внимательно и постоянно ориентируясь на то, что подсказывает Учитель. Только тогда человек правильно пройдет пылающий отрезок и твердо станет на судьбоносный Путь истинного развития.
Речь идет о кардинальном ином отношении к Миру и о необходимости перехода к принципиально иным жизненным основам.
«Новая эпоха родится от нового человека, а не через новые формы, рожденные прежним человеком» [9].
ЭКОНООСФЕРНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Современный глобальный кризис касается в первую очередь урбанистической цивилизации, чреватой перенаселенностью, загазованностью, транспортным коллапсом, разобщенностью индивидов.
Виссарион поэтому указывает:
«В это время требуется параллельно существующему обществу создать общество, живущее по другим законам, чтобы те, кто живет по старым законам, могли реально увидеть возможность жить по-другому и намного лучше; чтобы люди могли увидеть, что жизнь, основанная на полном исполнении заповедей Бога, реальна. Спасением будет служить не информация о красивой, чистой жизни, но реальный пример этой жизни» [10].
Одно из принципиальных решений для человечества – занять еще не тронутую экологическую нишу. Основой, началом и прообразом нового, альтернативного жизнеустройства должны стать экополисы, эконоосферные поселки – компактные поселения, гармонично вписанные в природу.
Ученые давно предупреждают: речь идет не просто о стратегических перестройках, а о создании новых устоев для цивилизации. Это вопрос жизни и смерти для человечества, и он касается всего мира [11].
Современная объективная тенденция такова, что по мере углубления глобального кризиса духовно-экологические типы объединения и поселения людей постепенно станут центрами зарождения новой коренной цивилизации на планете Земля. Магистральная линия жизни человечества переместится именно в них.
Крупнейшей в мире общиной такого рода является духовно-эконоосферное поселение «Тиберкуль» в Красноярском крае, вдохновителем которого является Виссарион. Эта духовная община у Саянских гор служит моделью новой цивилизации, воплощением своеобразного Города Солнца. Здесь, в сибирской тайге, создается общество, основанное на принципах служения друг другу, на стремлении сообща находить правильное решение в любой сложной жизненной ситуации.
Новые системы расселения и типы поселения предполагают мировоззренческое единство и духовное согласие при уважении и поощрении многообразных особенностей мироощущения и творческого выражения.
К принципам жизни эконоосферного сообщества относятся:
– добровольность вхождения в общинную жизнь и выхода из нее;
– образование и воспитание подрастающего поколения, свободное от негативной информации и проявлений агрессии. Здесь стремятся создать такое общество, в котором дети могли бы жить и развиваться без страха, ненависти, обмана. В образовании юного поколения во главу угла ставится воспитание в духе и атмосфере реального гуманизма, любви и взаимоуважения. Школьное преподавание общеобразовательных предметов переплетается с предметами искусств и ремесел, с живым изучением природы в общении с ней.
– бесприбыльный обмен произведениями, продуктами и изделиями. В экопоселениях учатся делать все необходимое для жизни своими руками. Здесь осваиваются и возрождаются разнообразные ремесла, и главной фигурой является ремесленник-художник, мастер-творец;
– безотходное производство, использование альтернативных, экологически чистых источников энергии – воды, ветра, солнца.
– вегетарианское и веганское питание.
Смысл и цель жизни обитателей экологических поселений – в том, чтобы своим трудом построить модель нового общества, в котором воплотились бы высшие и единственно достойные человека духовно-нравственные принципы и творческие навыки.
Эконоосферное сообщество призвано жить как единый народ, или единая семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды.
В настоящее время в общине насчитывается несколько тысяч приверженцев Единой Веры, представляющих самые разные этносы не только России и других постсоветских республик, но также Европы и Америки. Среди общинников люди с высшим и специальным образованием, с учеными степенями и званиями, есть ряд докторов и кандидатов наук, крупных бизнесменов, высших офицеров. Общинники отличаются многими талантами в разных областях культуры. Помимо мастеров-ремесленников здесь живут и трудятся прекрасные поэты, музыканты, художники, архитекторы, дизайнеры, резчики по дереву и др. В общину по доброй воле вошли представители разнообразных духовных течений: буддизма, индуизма, ламаизма, Живой Этики и других.
Громадные пространства сибирской тайги веками сберегались для будущего человечества. Именно эту культуру человечества, которая зародится в Сибири в новую историческую эру, предсказывали и научно обосновывали Н. Данилевский, П. Савицкий, О. Шпенглер, Д. Андреев, Э. Кейси. Формирующаяся сегодня на юге Западной Сибири цивилизация, русско-сибирская по географическому положению и общечеловеческая по содержанию, – залог развитой и одухотворенной цивилизации будущего.
При этом подлинную жизнеспособность новая цивилизация, в отличие от всех прошлых и нынешних духовных общин [12], может обрести только в том случае, если ее основателем и духовным лидером является Учитель, олицетворяющий в своей жизни и личности Единую Истину. Другими словами, это должна быть личность такого масштаба, которая не появлялась на Земле со времен Иисуса Христа. Тем самым для людей (и в первую очередь – общинников) в нынешнюю переломную эпоху откроется не только полнота надлежащего миропонимания и смысложизненной перспективы, но и реальный образец человечности. Именно такой, какой являет собой Виссарион.
Община стала настоящей жемчужиной России. Жители Тиберкульского поселения преобразили регион своего проживания. Здесь происходит возрождение вымирающих деревень, многократный прирост населения, используется безотходное производство и альтернативные, экологически чистые источники энергии. Здесь делается попытка заложить основу высокой, одухотворенной культуры, для чего осваиваются и развиваются искусства и ремесла. Главной фигурой в этой Школе Жизни является ремесленник-художник, мастер-творец.
Эконоосферное сообщество призвано жить как единый народ («единая семья»), оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, естественно налагаемых эконоосферным принципом проживания.
К неизбежным трудностям, испытываемым Тиберкульским эконоосферным сообществом, относится то, что к энтузиастам-общинникам многие относятся с недоверием. А это влечет за собой официальные проверки, распространение порочащих слухов и даже изоляцию руководителей общины вместе со стремлением запретить ее саму [13].
ОЦЕНКИ
Личность и деятельность Виссариона не оставляет равнодушным никого. При этом духовный Учитель неизбежно наталкивается и на непонимание и противодействие со стороны тех, кто пока еще не готов к духовной работе над собой и не в силах распознать вновь пришедшего Учителя.
«…Все ожидающие Пришествия Христа, – пишет Владимир Нестеров, – делятся на тех, кто ждет Христа очищенным сердцем своим, и кто ожидает грандиозной картины Пришествия Христа через внешние, физически зримые восприятия Его Пришествия на основе буквального понимания текста» [14].
Поэтому нет ничего удивительного в том, что против Виссариона, его учения и деятельности нередко выдвигаются те или иные обвинения, основанные на архаичных представлениях, непроверенных данных и домыслах. На это обращают внимание даже некоторые православные священнослужители. Так, иеромонах Валентин с горечью говорил во время личной встречи с Виссарионом в Санкт-Петербурге:
«Такие чувства, о которых Вы говорили сегодня: агрессивность, холодная жесткая ирония, заранее заготовленные клише, по которым выстраивается беседа, заранее приготовленное чувство предвзятости, где каждое Ваше высказывание воспринимается или с каким-то вторым подтекстом, чтобы потом из Ваших слов сделать заключения, которые были бы против Вас, – все это, безусловно, является, как мне кажется, битьем дубиной, абсолютно неправыми средствами, на которые, я думаю, не имеет права ни один священник православной церкви, ни любой человек, верующий в Бога.
Очевидно, что в Вашей жизни было немало горечи, внутренней боли за тех людей, которые пытались бросать в Вас камни» [15].
Существует немало инвектив в адрес Учителя. Такова, например, конспирологическая теория, в которой утверждается, что Последний Завет – детище не столько Виссариона, сколько целой группы лиц. Между тем все интервью, выступления, встречи Учителя с разнообразной аудиторией, не говоря уже о едином языке и стиле Завета, свидетельствуют о единоличном авторстве Учителя.
Виссариона иногда пытаются представить в качестве контактера, т.е. человека, взятого на контакт («ченнелинг») инопланетными разумными существами и управляемого ими. Однако это мнение не выдерживает критики. Виссарион призывает не доверяться безоговорочно представителям внеземного разума, у которых – свой собственный путь развития. Учение Виссариона почти ни в чем не совпадает с их учениями. Особенно это касается темы Духовного Начала в Мироздании и бессмертия души.
Инвективой в адрес созданного Виссарионом духовного движения является определение «секта». Эту дефиницию применяют так называемые сектоведы, в особенности небезызвестный А.Л. Дворкин. Однако, как отмечают многие исследователи, каждая из религий мира выступает не более чем частичным пониманием сущности и отношений Бога, Мира и Человека. Так, христианство раздроблено на целый ряд конфессий, каждая из которых является только частью его и в этом смысле – «сектой» по сравнению с Истиной.
«Получается, что множество общин РПЦ чуть ли ни в первую очередь
должны подпадать под зловещее определение “тоталитарная секта”… Стоит ли преследовать монахов за “неправильное” отношение к семье и браку, мучеников – за отказ от медицинской помощи, ясновидцев – за причинение вреда психическому здоровью? Государству и обществу следовало бы оставить верующих в покое, предоставить их самим себе, позволить им жить по собственным законам. Эти законы, как правило, отличны от мирских и даже в некоторой степени антиобщественны, поскольку основаны на иных ценностях, иной оценке вещей» [16].
В марте 1998 года Палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации постановила, что слово «секта» вообще является не юридическим термином, а «оскорбительной кличкой» [17].
Но даже это не умаляет важности и грандиозности движения, ведомого Виссарионом. Как отмечал в этой связи Иоанн (Шаховской):
«Наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своего сердечного завета с Богом» [18].
Что касается оценки миссии Виссариона им самим, то она проникнута предельной ответственностью и нерушимой верой.
Так, на одной из встреч в Штутгарте произошел знаменательный диалог. Немецкий священнослужитель сказал Виссариону:
«Я восхищаюсь Вами, я соглашаюсь с Вами в Ваших высказываниях. И я прошу еще раз ответить на вопрос, почему Вы делаете то, что Вы делаете?»
Учитель ответил:
«Я делаю это потому, что Я был сотворен для этого. Моя жизнь это вечное служение человеку. Поэтому, когда Я появлюсь среди людей, Я всегда буду делать то же самое. И по-другому жить Я не могу. Мне не надо этому учиться, это составляет Мою Суть» [19].
ПРИМЕЧАНИЯ
- https://nominations.nobelpeaceprize.org
- Встречи 127 // Последний Завет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1996. – С. 265.
- Повествование 8.41:101-104 // Последний Завет. – Том II. – Книга 2. – 39 год Эпохи Рассвета. – С. 343.
- Повествование 14.12:90-92. – https://slovo.vissarion.ru/scriptures/vadim-14-12/; см. также: https://www.youtube.com/watch?v=dFAf5dNyXwY.
- Последний Завет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1996. – ISBN 5-87383-121-1
- Предвозвещение 183 // Последний Завет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1996. – С. 11.
- Повествование 8.31:45-46 // Последний Завет. – Том II. – Книга 2. – 39 год Эпохи Рассвета. – С. 265.
- Данте. Божественная комедия. Чистилище, песнь ХХVII.
- Повествование 5.30:32 // Последний Завет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1996. – С. 461.
- Повествование 8.27:42-46 // Последний Завет. – Том II. – Книга 2. – 39 год Эпохи Рассвета. – С. 238.
- Рюриков Ю.Б. Переворот в цивилизации // Вопросы философии. – 1986. – № 9. – С. 137.
- Hathworne, Nathaniel. Blithdale Romance. – https://gutenberg.org/ebooks/2081
- Подобную ситуацию описал еще Олдос Хаксли в своем пророческом романе (Хаксли, Олдос. Остров. – М.: Издательство АСТ, 2019. – 512 с. – ISBN 978-5-17-092444-8).
- Нестеров В. (Владимир Камушек). Второе Пришествие Христа. Богословские исследования на основе Проповедей Христа, личных встреч, диспутов, переписок с Патриархией и ее структурами, Священных Писаний: Библии, Корана и Последнего Завета. – М.; Балашов: «Николаев». – 2008. – 334 с. – С. 110. – ISBN 5940353630, 9785940353638
- Повествование 6.5: 11-12 // Последний Завет. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 1996. – С.489-490. – ISBN 5-87383-121-1
- Левинсон Л. К вопросу о деструктивности // Экспресс-Хроника, 15.02.1999. – http://www.alt.online.ru/mlists/expchronicle/chronicle-weekly/15-Feb-99/11.rhtml
- Крылова Г.А. Свобода совести на весах правосудия. – М.: «Олимп», 1998. – 320 с. – С. 4. – ISBN: 5-7390-0047-5
- Архиепископ Иоанн (Шаховской). Сектантство в православии и православие в сектантстве. –https://russianway.rhga.ru/upload/main/33_Ioann%20Shah.pdf
- Повествование 10. 46:31-32 // Последний Завет. – Том IV/ – 42 год Эпохи Рассвета. – С. 707 – 708.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеев В.И. Статьи «Душа», «Книга», «Любовь» // Энциклопедический словарь по культурологии. Под общ. ред. А.А. Радугина. – М.: издательство «Центр», 1997. – 480 с. – ISBN 5-88860-022-9
- Благая Весть. – СПб.: «Прана», 37 год Эпохи Рассвета. – 272 с. – ISBN N 5-86761-007-1.
- Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира / Вебер Макс. Избранное. Образ общества. – М.: Юрист, 1994. – С. 12-13. – ISBN 5-7357-0048-0
- Во имя Света и Любви. – М., 2001. – 260 с. – ISBN: 5-7873-0025-4
- Казаков С. А если все-таки Свершилось? – 2002. – 144 с. – ISBN 5-94035-033-Х
- Капышев А., Колчигин С. К познанию Света // Виссарион: Последняя Надежда. Обращение к современному человечеству. – Балашов: Издательство «Николаев», 2003. – 164 с. – ISBN 5-94035-089-5.
- Капышев А., Колчигин С. Онтология духа. – Алматы: издательство «СаГа», 2005. – 204 с. – ISBN 9965-443-32-7.
- Капышев А., Колчигин С. Философия Грядущего. – Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. – 184 c. – ISBN 9965-471-05-3; София: Гелиополь, 2004 (на болгарском языке). – 244 c. – ISBN 954-578-125-4; Москва: Белые альвы, 2006 (2-е изд.) – 224 c. – ISBN 5-7619-0249-4
- Колчигин С. Перед Светом (очерк философии России XIX–XXI веков). – Алматы: СаГа, 2021. – 224 c. – ISBN 978-601-7285-80-7
- Рощина Т.В., Боровик В.А. Истоки здоровья. – СПб.: ИК «Комплект», 1997. – 276 с. – ISBN 5 – 7837 – 0021 – 9. Код документа в НЭБ 000200 – 000018_rc_193229
- Церковь Последнего Завета // Религии в Казахстане: Хрестоматия. Ч.1. – Алматы: Издательский дом «Антей», 2002. – 506 с. – С. 471 – 503. – ISBN 5-7090-0359-Х
- Церковь Последнего Завета // Религии в Казахстане: Хрестоматия. Ч.I. – 2-е изд., испр. и доп. – Алматы: Бастау, 2011. – 379 с. – С. 345-377. – ISBN 978-601-281-020-2
ССЫЛКИ
https://Slovo.Vissarion.ru/ (сайт с Учением Виссариона)
https://Vissarion.ru/ (официальный сайт Общины)
https://Vissarion.org/ (относительно новый сайт об Общине)
https://Vissarion.Life (англоязычный сайт)
Http://Vissarion.Name (сайт, созданный Виссарионом, где он публикует свои тексты)