О «допустимости суицида» в Последнем Завете

Эта статья – ответ на некоторые обвинения, предъявляемые Курагинской местной религиозной организации «Церковь Последнего Завета» (ЦПЗ) в связи с признаками нарушения закона, якобы найденными в материалах, составляющих учение Виссариона (многотомник «Последний Завет» – далее Писание ЦПЗ).

В исковом заявлении о ликвидации ЦПЗ, поданном в Красноярский суд в сентябре 2020 года, сказано: «… материалы ЦПЗ содержат признаки необходимости признания допустимости девиантного (отклоняющегося) поведения, обоснованного на превосходстве групповых норм над общесоциальными нормами морали, в частности: допустимость суицида…».

Этот вывод строится на заповеди Виссариона:

58. Не осуждай самовольно ушедшего из жизни, Ибо ежели человек не развивается духовно, то диавол легко может привести его к сему исходу. Человек творит сие, не имея сил противостоять соблазну. Падающий без сил не есть грешник. Грешник тот, кто шёл рядом и вовремя не подал руки своей».

Достаточно очевидно, что здесь говорится об отношении к уже случившемуся событию, которое, естественно, в данном случае невозможно исправить. А допустимость должна обязательно подразумевать благосклонное отношение к планированию, обдумыванию ещё только предстоящего действия, не совершённого. То есть прямой вывод о допустимости суицида из приведённой заповеди уже сделать нельзя.

Далее, о самовольно ушедшем из жизни говорится как о не развивающемся духовно, попавшем под влияние дьявола, поддавшемся соблазну, падающем без сил, нуждающемся в помощи (подаче руки). Очевидно, что человек, поддающийся соблазну, влиянию дьявола, совершает негативный поступок, не желательный. Такие слова как «соблазн» и «дьявол», фраза «не развивается духовно» однозначно несут негативный смысл. Также очевидно, что речь идёт о сложившихся обстоятельствах не в пользу ушедшего – «не имея сил противостоять», «падающий». Данные фразы не допускают у читателя возникновение желания сделать то же самое, а наоборот, отвращают от подобного поступка, падения.

Самовольный уход из жизни связывается с падением. А неоказание помощи такому человеку в том, чтобы он всё-таки не упал, называется даже греховным. Отсюда можно сделать вывод, что если верующий узнает, что у кого-то возникают мысли о суициде, он благодаря этой заповеди постарается оказать помощь – подать руку, во-первых, чтобы тот человек не упал, во-вторых, чтобы не допустить себе греховный поступок неоказания помощи.

Таким образом, по тексту заповеди невозможно сделать вывод о благожелательном отношении к суициду. Напротив, такое действие ассоциировано с отсутствием духовного развития, бессилием («не имея сил»), падением, а терпимое отношение к нему (неоказание помощи) даже названо греховным.

Благожелательное отношение усматривается здесь лишь к самому человеку, совершившему действие (точнее здесь ­– к душе уже умершего). Вообще, в Писании ЦПЗ неоднократно повторяются рекомендации не осуждать человека, совершившего вообще какой бы то ни было нежелательный поступок, так как никто не застрахован от ошибки. К примеру, рассмотренная заповедь является частным случаем другой заповеди:

15. Не стремись осудить оступившегося, ибо он несчастен. Осуждающий несчастного есть не менее несчастный.

Здесь также видно, что отсутствие осуждения не подразумевает автоматически одобрение: если человек оступился, этим словом («оступившегося») уже подразумевается, что совершено нежелательное действие, ошибка. Как и тем, что оступившийся называется несчастным. Такой оборот не вызывает у читателя желание повторить поступок, иначе он окажется в положении несчастного.

В Писании ЦПЗ есть прямые указания на то, что осуждение самого человека (не одобряется) кардинально отличается от осуждения поступка (считается допустимым):

Выразить недовольство действиями какими-то, которые делает человек, – это нормальная оценка, потому что в этом случае допускается, что сам человек хороший, но в данном случае он поступил нехорошо. Но если вы говорите: «Ты плохой, потому что сделал так-то и так-то» — это уже пошла оценка человека, это осуждение».

Не торопитесь судить друг друга. Учитесь различать слова, которые вам говорят: где есть осуждение, а где осуждения вовсе нет. Разные бывают слова. Одно дело, человек говорит: «Ты плохой», а другое – говорит: «Ты поступаешь как плохой человек». Это разные высказывания.

115. Когда говорят: «Ты плохой», тебя осудили. Когда говорят: «Ты поступаешь как плохой человек», это вовсе не означает, что тебя принимают плохим; тебе как бы говорят: «Ты хороший, но в данный момент ты поступаешь как плохой». То есть вот такая простая подсказка вам.

116. Поэтому, если кто-то вам скажет: «Ты поступаешь как человек нехороший», он вовсе вас не осудил. Не пугайтесь.

Можно чувствовать какую-то горечь от действий человека. Но обидеться на него – это значит осудить его. А осудить – это значит выразить агрессивное отношение к нему, напасть на него. Обиделся – напал, ударил его своей обидой.

155. …

156. Что бы ни было сделано кем-то, ни в коем случае не обижаться! Надо принять как данность. Если уж случилось, примите достойно то, что случилось. Вы уже поменять это не можете.

157. Выразить к этому отношение правильное очень важно. Но никого не осудить! Никто не виноват в этом.

Эти разъяснения также подтверждают, что рекомендация не осуждать человека за какой-либо вообще поступок (включая суицид), не означает одобрения, допустимости самого поступка, а только лишь показывает стремление сохранить в речи доброжелательное, уважительное отношение к самому человеку, даже совершившему вредное деяние. Но при этом остаётся возможность в заботе о нём указать ему на недопустимость самого поступка.

И, самое главное, в Писании ЦПЗ неоднократно прямо говорится об опасности для души и недопустимости именно суицида:

Виссарион, а как Ты оцениваешь суицид и право человека на суицид?» – спросила девушка.

53. «Человек такого права не имеет. Я сказал вам: реальность – это Воля Бога.

54. Вам дана эта жизнь, это Воля Бога, и никто, вне Воли Его, не может у вас её забрать. Тем более, вы сами не имеете права уйти от жизни.

55. И если вы стараетесь постигать Волю Бога, веруя Ему, то вы познаёте, что исполнять Волю Его – великое счастье. И пока у вас бьётся сердце, у вас есть дополнительные мгновения исполнять Волю Отца, дарить своё сердце ближним.

56. Сознательно уходить от этого счастья будет величайшей ошибкой».

А что такое, когда человек приходит к самоубийству? Мы об этом раньше не говорили, но теперь пора понять, что это такое, что это за страшнейшее усилие.

172. К самоубийству человек приходит, как правило, в очень тяжёлом, подавленном состоянии, и где уже в этом состоянии он думает: ну, всё, сейчас приложит усилие, и оно закончится, отбросит переживания.

173. Но ему очень сложно в этот момент. И получается казус: он сделал шаг, попытался отсечь это переживание, это тяжёлое своё состояние, а оно, наоборот, как сфотографировалось – раз и запечатлелось. И он тут же покинул плоть, и вот с этими яркими переживаниями он остался до следующего своего воплощения.

174. А тут уже и ад не надо придумывать, потому что хуже придумать ничего просто нельзя».

Ещё хотелось бы подчеркнуть момент, когда человек заканчивает жизнь самоубийством. Потому что в этот момент человек запечатлевает своё сложное состояние на очень большой срок.

241. Ведь когда он приходит к этому, он всегда бывает в сложном, негативном состоянии. И ему кажется, что он сейчас сделает шаг и всё закончится, все переживания для него отойдут в небытие.

242. Не тут-то было, это никуда не уходит. Как только прекращается в этом случае жизнь, как на фотографической плёнке фиксируется это его состояние, и вот тогда кошмар начинается уже серьёзный.

243. Но это изменить никак нельзя, для этого надо вернуть его в тело. Но для того чтобы вернуть в тело, нужно благоприятное рождение организма.

244. То есть начинается механизм, который приносит кошмарные переживания, но их нельзя никак изменить. Поэтому ни в коем случае к этому нельзя прибегать, какие бы намерения ни были вообще. Нельзя так торопиться самостоятельно расставаться со своим телом.

245. Должно быть естественное покидание тела, потому что в этом случае все необходимые процессы учтены. И тогда правильно идёт покидание…

Помимо прямого запрета суицида, в Писании ЦПЗ подчёркивается важность сохранения тела и поддержания его в здоровом состоянии. Тело считается инструментом души, посредством которого она преобразует материальный мир:

И ежели человек истинами Божиими учится прежде всего дорожить душой, а не телом, то это вовсе не подразумевает полное пренебрежение к своему телу.

30. Ибо тело сие даровано вам Отцом вашим Небесным, а соткано оно законами Единого.

31. Творения Рук Творца должно уважать верующему человеку.

32. Посему оказание должного внимания плоти своей также относится к Закону Божиему, но вот меру должного внимания призван определить сам верующий человек.

33. Ибо насколько исправен инструмент его, настолько полнее верующий может славить Имя Отца своего великого песнью души своей.

Ваше тело – это тоже инструмент, благодаря которому вы воплощаете в видимые результаты то, что предначертано вам в духе. И через это видимое славится Имя Отца.

103. Значит, ваш инструмент должен быть исправен, прежде чем стамеска, топор. Ибо если ваш инструмент – ваше тело неисправно, то даже с прекрасным инструментом в руках ваших правильно сделать будет сложно.

104. Будьте внимательны к поддержанию своего организма в нормальном состоянии.

Тело человека – это инструмент, благодаря которому он преобразует невидимое в видимое. Он невидимую любовь делает видимой через свои руки. И вот это видимое заполняет Мир Вселенной.

26. Человек и призван реализовать Любовь Отца, претворяя Её в видимые плоды, и этим видимым заполнить Мироздание. Это миссия человека, он рождён жить, а жить – это любить, как он призван делать.

27. Ваше тело – это не вы, хотя в какой-то мере, конечно, это вы. Это инструмент, прежде всего, который вы должны уважать, потому что с помощью него вы можете преобразовывать находящееся внутри.

28. Поэтому нельзя к этому относиться с пренебрежением, нельзя это ругать. Это дар Бытия человеку, это дар Земли человеку, это законы прекрасные, через которые вы не только преобразовываете невидимое в видимое, но и приобретаете необходимые дары, необходимую окраску своему внутреннему миру; он обогащается.

Так вот, главное предначертание человека – творить. А значит, умение выразить свою любовь через руки свои очень важно; не через станки – через руки свои очень важно.

Вы появились на Земле не для того, чтобы красоваться перед всем миром своим совершенством, а чтобы, бесконечно учась познавать Замысел Бога, тем самым трудом своим преобразовывали Мир материи благодатью.

Таким образом, очевидно наличие в Писании ЦПЗ обоснования, зачем человеку нужно тело и почему без тела невозможна миссия человека в бытие; без тела не выполняется смысл существования человека – улучшать, преобразовывать, украшать мир бытия своим любованием, творчеством, в том числе и через творения рук.

И, наконец, Писание ЦПЗ содержит развёрнутый ответ Виссариона на прямой вопрос по теме данного обвинения:

Я хотел бы ещё спросить о таких утверждениях, которые ваши противники распространяют, например, то, что Вы не осуждаете самоубийство…»

135. «Я готов рассказать, какие сложности случаются с человеком, который прибегает к таким методам, и показываю, как тяжело ему будет. Я готов это рассказать. Это гораздо более действенно будет, чем они будут просто говорить: «Этого делать нельзя, это смертный грех».

136. Для человека понятие «смертный грех» ничего не означает. У него в сознании за словами «смертный грех» нет никаких образов.

137. Я готов объяснить подробно, что будет с человеком, его душой, что он будет переживать в таких условиях. И это будет гораздо более действенно, чтобы к этому не прибегать.

138. Я лишь учу совсем ничего не осуждать. Если кто-то к чему-то пришёл, как его потом осуждать? Какой смысл его осуждать? Он уже пришёл к этому. Не лучше ли попробовать понять ошибку, которая могла привести человека к чему-то сложному, неприятному. Вот в этом смысле, да, Я буду учить не осуждать».

Есть в Писании ЦПЗ и место, где Виссарион как раз подробно разъясняет все эти последствия самоубийства:

Почему самоубийство – это большой грех?»

97. «Сейчас объясню, это очень важный вопрос. Это не просто грех.

98. Слово «грех» – это упоминание, чтобы напугать верующего. Верующие боялись сделать такое усилие, которое именуется грехом. А что на самом деле происходит, они не знают.

99. И вот это поверхностное отношение к слову «грех» мало останавливает человека. Тем более это больше работало в прежние века, сейчас для вас слово «грех» – что-то такое знакомое, откуда-то известное, но оно не действует активно на ваш внутренний мир.

100. Я теперь готов заменить это слово и пояснить, что на самом деле происходит в этот момент. Вы обладаете душой, которая отделяется от вашего тела, когда тело погибает. Когда тело погибает, в течение некоторого времени, нескольких десятков дней, сохраняется в энергийном состоянии тонкое повторение вашего тела.

101. В этот момент сохраняется ваше сознание на энергийном уровне, тут мозг не нужен. Главная информация хранится в энергии, а не в клетках. Клетки также обладают энергией и тоже состоят из энергии, поэтому информация – это энергия.

102. И когда вы переходите из плотного состояния в более тонкое, вы сохраняете полностью все знания, которые имеете сейчас, именно сейчас, именно в этой жизни.

103. Дальше, после окончания определённого десятка дней, эта энергия расходится, она тает у вас и уходит в окружающую среду, растворяясь в ней, потому что она из неё и взята.

104. И остаётся ваша душа, которая сохраняет вашу память в чувственном проявлении. Сознание хранит память в виде контуров, это как бы контуры, очертания, по которым вы узнаёте, что есть что, как цифры, которые может взять компьютер.

105. А память души хранит вашу жизнь в себе в виде чувственного восприятия, которое у вас было к тому или иному явлению. Больше радости – радостные отпечатки идут в вашей духовной ткани; если были грустные, печальные, тяжёлые – тяжёлые накапливаются отпечатки.

106. А жизнь у вас мало чередуется радостными минутами, в основном там негативные привязанности, чувственные, а ведь вы ко всему относитесь с определёнными чувственными проявлениями, и это всё в чувственном отношении сохраняется.

107. И тогда память в душе это не как контуры, не как цифры, а как некое размытое пятно радужное определённого оттенка – либо тяжёлого, мрачного, либо более светлого, – без чётких контуров. Но эта память сохраняется именно на чувственном уровне.

108. При покидании вашего тела вокруг вас выстраивается мир, который вы как будто бы видите как реальность, но он основан исключительно на ваших собственных чувствах и вашей памяти о жизни.

109. И если там преобладают мрачные оттенки, вы видите мрачный мир, до времени, пока не вернётесь опять на Землю. Чем мрачней вы видите мир, тем тяжелей вам там пребывать, потому что это звучит постоянно, это не изменяется. Так вот представьте теперь, что происходит с тем, у кого больше тяжести накапливается.

110. А вот теперь мы рассматриваем момент самоубийства. Когда человек подходит к самоубийству, он приходит, как правило, в очень сложном состоянии, в очень тяжёлом, настолько тяжёлом, что мутится сознание, начинают выводы ненормальные приходить, которые, в свою очередь, уже пересиливают сигнал инстинкта, удерживающий вас в жизни. То есть вы настолько сильны в тяжёлых эмоциях, что это передавливает сигнал инстинкта, призванный сохранить вашу жизнь.

111. Как только происходит таинство покидания тела, покидания тела искусственно, происходит запечатлевание, как на фотографической плёнке, состояния, в котором вы уходите. Вы хотели от него уйти и думали: минута – и всё кончится, всё будет спокойно. Нет. Вы запечатлеете на десятки лет это состояние, и оно постоянно, ежесекундно у вас будет внутри звучать.

112. Страшнее сложно придумать, изменить тоже невозможно. И если душе уже нет необходимости давать новую плоть, так как она исчерпала свои возможности развития, нужно будет ждать определённого периода времени, когда вы претерпите вторую смерть. Этого пока ещё никто не претерпевал, здесь нужны другие условия, чтобы это случилось.

113. Страшнее придумать вам ничего не удастся, вам покажется раем погореть на сковородке, чем ощущать такое постоянно. Это серьёзное явление.

114. Раньше нельзя было дать это объяснение, нужно было просто сказать, что это грех, ибо для человека было достаточно одного слова, и он уже боялся. Потому что он уже понимал, что не попадёт в рай, он не спасётся, будет что-то неприятное. Этого достаточно было для его сознания.

115. Но сейчас этого мало. Сейчас надо многие законы знать».

Приведённых доводов с избытком хватает, чтобы удостовериться, что в Писании ЦПЗ самовольный уход из жизни считается большим вредом для души человека, нарушением Воли Бога, и лишает человека возможности исполнять своё предназначение, для которого он был воплощён. Ни о какой допустимости речи тем более нет, лишь не рекомендуется осуждать человека, который уже совершил данный поступок, как и не рекомендуется осуждать вообще любого человека за какой бы то ни было неверный поступок. Допустимо осудить сам поступок, но не человека.

Александр Медведев

P.S.

В рассмотрении приводились ссылки на другие места в Писании ЦПЗ, потому что Писание составляет целостную систему, где, если что-либо непонятно читающему, адепту в одном месте, в одной цитате, он может обратиться и к другим местам для более полного понимания, разъяснения, так как адепты получают полную картину понимания вероучения из всей накопившейся совокупности высказываний Виссариона:

Каждое слово, которое даётся вам в подсказку, становится своеобразным законом, который надо стараться исполнить.

Ни одна буква не была изречена для вас просто так. Всё играло роль. Всё было в помощь вам. Умейте это поднять. Поднять и сохранить.

 

Дальше нужно выработать в себе особенную ревность в Вере, где, независимо от рассуждений ближних, вы вгрызаетесь в Истину, вгрызаетесь в Писание, которое вам дано, вы искренно стараетесь познать каждую букву и достойно её исполнить. Именно вы, самостоятельно!

 

Вера ваша определяется умением, отдавая силы свои безмерно, постигать каждую каплю Истины, которая проливается к сердцам вашим. Ни одна капля не может быть пролита просто так!

58. Ежели Ручей благодатный стекает с Небес и являет житие Своё пред жаждущими, – умейте утолять жажду, не выронив ни капли. Ибо как велика их ценность!

Такое обилие истин, которое вы сейчас получаете каждый день, по сути своей, не получало человечество никогда, ибо такой объём запечатлённого, что сейчас вы можете взять в руки свои, ни один народ на Земле за тысячи лет никогда не имел. А вы имеете сейчас, и это будет множиться ещё неоднократно, множиться будет ещё не один год.

46. Так что это тогда в конечном итоге будет, что это за объём будет тех истин, которые как из рога изобилия льются в ваши сердца бесконечно живительной Влагой? Достойно ли всё это берётся или просто купаетесь, не обращая внимания на те капли, которые орошают ваше сердце, а вы начинаете топтать их ногами? Так умейте и тут быть внимательными.

47. Обилие льётся, но ведь каждая капля, которая изливается к вам, не изливается случайно, вы не должны её потерять, каким бы обилием это ни лилось к вам.

48. Ибо если эта капля проливается, значит, она уже даёт ответ на какой-то определённый ваш жизненный вопрос. Если вы решать его не будете – дальше сложно будет решать следующий, который вытекает из этого нерешённого вопроса.

Похожие публикации

Поделиться в соцсетях:

VK
Telegram
WhatsApp
Twitter
OK

Новости

Избранные публикации